Юная участница мастерской «ТеМа» о фестивале в Красноярске.
«…Признаться, я ехала в Красноярск на фестиваль с надеждой отвлечься от того, что происходит вокруг. Однако после первого же спектакля стало ясно: последние события проникли в нашу жизнь слишком глубоко, чтобы от них абстрагироваться. Они сделали восприятие острее, подтолкнули к дискуссии, к откровениям».
Дискуссии
Фестиваль детско-юношеских театров «Притяжение» (г.Красноярск). Впервые в нем приняла участие тюменская театральная мастерская «ТеМа», которая представила спектакль «Error404», выполненный в жанре форум-театра. В спектакле моделируется конфликтная ситуация, с участием учителя, школьника и родителей. В процессе действия зрители вместе с модератором ищут пути ее решение и тут же, на сцене проверяют их. Участники фестиваля живо отзывались на буллинг со стороны преподавателя и одноклассников, так как сами нередко с этим сталкивались. Такое вовлечение зрители в происходящее на сцене жюри оценило. Тюменцы победители в номинации «За новую форму театра».
Кто я? Меня зовут Милослава, мне 18 лет. Я участница тюменской театральной мастерской «ТеМа», недавно вернулась из Красноярска, где проходил фестиваль детско-юношеских театров «Притяжение». Мы туда ездили со спектаклем Error404. Обыгрывали конфликтную ситуацию между учителем, школьником, родителей. По ходу сюжета к спектаклю подключаются зрители, они с помощью модератора ищут решение конфликта, а участники прямо на сцене примеряют это решение. Особо живо зрители реагировали на буллинг со стороны учителя и одноклассников. Неудивительно, ведь это очень страшное и частое явление в школьном коллективе. Жюри такую вовлеченность оценили, мы победили в номинации «За новую форму театра».
Знаете, что я думаю? Актуальный театр сейчас уходит от простой созерцательности. Зритель при желании может стать активным участником спектакля. Особенно если речь идет о театральном фестивале, где обсуждение может стать не мене захватывающим действом, чем сама постановка. Долой четвертую стену.
Откровения
Помните, я говорила вначале про откровения? Одним из таких красноярских откровений стал спектакль «Жутко громко и запредельно близко». Его ставил детский театр современного искусства «Этти дети». За основу взята одноименная книга Джонатана Фоера, американского писателя (в «Полной иллюминации», фильме по его роману, главную роль играл между прочим Элайджа Вуд). На сцене переплелись две истории: мальчика Оскара, чей отец погиб во время теракта 11 сентября, и его дедушки, потерявшем во время бомбежки в сорок пятом году свою возлюбленную, а следом и дар речи. Они оба лишились самых дорогих людей и на протяжении всего спектакля героев гложет вина за собственную беспомощность. И правда, эти маленькие люди никак не могли повлиять на те громадные страшные события, творящиеся вокруг. Спектакль заслуженно получил Гран-При фестиваля.
«Этти дети» не первый раз инсценируют американский роман. В репертуаре театра уже есть спектакль по книге Рея Бредбери «Вино из одуванчиков».
В том же контексте можно рассматривать моноспектакль «Дневник Элен Берр», поставленный по одноименной книге театральным коллективом «В главных ролях». Тема «обыкновенного» нацизма. Как исподволь он проникает во все слои общества и становится чем-то привычным и общепринятым.
Восприятие острее
Многие спектакли оставляют много вопросов, раскрытых тем, переплетают прошлые и современные проблемы. Однако универсальных ответов быть не может. Одна из основных задач театра — заставить задуматься, переосмыслить, понять и проникнуться. На фестивале не было ни одного спектакля, который оставил бы равнодушным зрителя. И, наверное, это главная победа. Победа, которая досталась всем коллективам.
Фото из группы Vkontakte «Притяжение» фестиваль детско-юношеских театров