Впервые проект «Дзюдо в школу» был запущен автором в качестве экспериментального опыта в гимназии № 6 города Лангепаса в 1997 году.
В Тюмени прошла презентация авторского проекта «Дзюдо в общеобразовательном учреждении», реализация которого в настоящее время ведется в областном центре, сообщили в пресс-службе мэрии.
Учителя и тренеры встретились с кандидатом педагогических наук, матером спорта по дзюдо, судьей и тренером высшей категории, учителем физической культуры высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ № 2098 им. Героя Советского Союза
«Если вы думаете, что я сейчас буду агитировать всех заниматься дзюдо, вы ошибаетесь, — такими словами начал презентацию своего проекта Андрей Шляхтов. — Я буду говорить о физической культуре, — сделал акцент на последнем слове мастер спорта по дзюдо. — Если учитель навязывает свой вид спорта, это — бескультурный педагог!», — подытожил московский гость, после чего вниманию присутствующих был предложен просмотр видеоурока с участием первоклассников.
За 40 минут ребята, помимо основ единоборства, получили навыки баскетбольной и волейбольной техники. Урок начался и закончился небольшим диалогом педагога с ребятами, благодаря которому воспитанники учатся анализировать, правильно мыслить, делать выводы и, самое главное, через уроки физической культурой приобщаться к общей культуре поведения, питания, общения и здорового образа жизни.
Просмотр видеоурока вызвал живой интерес у педагогов, которые буквально завалили гостя вопросами. Тюменских учителей интересовало все — от того, какими документами регламентируется согласие родителей на подобного рода занятия, до медицинских показаний и ограничений по здоровью детей.
«Если вы заметили, все занятия проводятся босиком, потому что обувь — это неестественно для человека, — комментировал Андрей, — она мешает правильному развитию сухожилия, а занятия босиком — это отличный массаж всех точек воздействия на организм человека. Помимо этого, техника дзюдо — это постоянное развитие мелкой моторики, которая стимулирует речь и положительно воздействует на развитие позвоночника. О каких противопоказаниях может идти речь? Если ребенок признан временно ограниченным по состоянию здоровья, я спрашиваю у него „ты в школу как попадаешь?“, „прихожу“, — как правило, отвечают дети, отсюда вывод: как минимум, ты можешь самостоятельно ходить, поэтому приносим форму на урок и ходим по специальной дорожке здоровья», — поделился своим педагогическим опытом Андрей.
Стоит отметить, что впервые проект «Дзюдо в школу» был запущен автором в качестве экспериментального опыта в гимназии № 6 города Лангепаса в 1997 году. Благодаря этой работе 19 человек вошли в состав сборной России, выращено 14 мастеров спорта по дзюдо.
В настоящее время проект реализуется в Ханты-Мансийске, Москве и Тюмени.
Проект «Дзюдо в школу» — это лишь малая часть работы, которую ведет департамент по спорту и молодежной политике администрации города Тюмени в рамках межведомственного взаимодействия с департаментом образования при поддержке департамента по спорту и молодежной политике и департамента образования и науки Тюменской области.
Отметим, что инициатива по реализации проекта в Тюмени принадлежит СДЮСШОР «Центр дзюдо». И на сегодняшний день над поиском путей его реализации ведется совместная работа данного учреждения с Объединенной федерацией дзюдо и самбо Тюменской области.
Очень важно, что на данном этапе все пришли к единому пониманию целей и задач данного проекта. Уже сейчас есть понимание, что именно в возрасте, когда детям по 14 лет, должен производиться тщательный отбор спортсменов, формирование спортивного резерва города и области. Для того чтобы сформировать такой резерв, необходимо вести работу с детьми более младшего возраста. С этой целью с 1 сентября в классах начальной подготовки (с 1 по 4-й) пока лишь в четырех школах города: №№ 64, 66, 38 и 41, — третий урок физкультуры уже проводится с элементами дзюдо. На данном этапе от детей не требуется идеальной техники. Задача учителя — дать детям элементарные навыки, привить интерес, замотивировать и правильно сориентировать, благодаря чему школьники младших классов смогут понять свою способность или неспособность именно к этому виду спорта. Школьники 5 — 7 классов смогут познавать азы дзюдо уже более углубленно.
Самое ценное в этом проекте — то, что дети находятся в поле особого контроля и внимания учителя, тренера, который вовремя сможет увидеть, заметить, распознать, раскрыть способности ребенка. Много детей остается «за бортом» спортивной жизни по причине того, что-либо занимаются не тем и теряют к спорту интерес, либо вообще изначально не замотивированы на здоровый образ жизни и занятия спортом.
«Готовность работать по этой системе проявляют многие школы, — признался директор СДЮСШОР „Центр дзюдо“ Сергей Куприянов, — это №№ 45,46, 50, 61, 70 и 10-я вечерняя школа города. Помимо этого, к нам уже обращаются районы — Аромашево и Нижняя Тавда, педагоги которых готовы внедрять проект в жизнь. Но не все так просто. К этому пока не готовы мы. Не во всех школах есть подходящая материально-техническая база, не хватает педагогов, тем не менее, процесс запущен. Мы уже начали обучение учителей физкультуры, наши тренеры всегда готовы помочь, и наш зал уже принимает учащихся близлежащих школ №№ 64 и 66», — отметил Сергей Александрович.