Любопытные исторические факты к 80-летию Победы.
Постановлением Совета по эвакуации от 10 октября 1941 года на территории Тюменского пивоваренного завода было решено разместить производство Таганрогского мотоциклетного завода, часть оборудования Московского завода мотоциклетных моторов и Серпуховского мотозавода.
25 ноября 1941 года таганрогцы прибыли в Тюмень, но 170 вагонов с оборудованием находились еще в пути. Обеспеченность рабочей силой предприятия составляла всего 15%. Предстояло срочно запустить в строй цеха завода, получившего № 65. Решением Совета Народных комиссаров на него было возложено производство мотоциклов М-72 для Красной Армии.
В 1942 году завод произвел 187 мотоциклов АМ-600 и первые 4 машины типа М-72
В 1943 году на заводе трудилось 843 человека. Количество продукции росло. Развернулось движение фронтовых бригад. Особую известность получила в Тюмени бригада Николая Величко.
В течение 1943 года на фронт было отправлено 427 мотоциклов, комплекты запасных частей. Тюменскими мотоциклами оснащались мотороты танковых и механизированных бригад 2-й и 3-й гвардейских танковых армий генералов С.И. Богданова и П. С. Рыбалко. Мотоциклы, произведенные в Тюмени, успешно использовались в подразделениях связи, в штабах полков и дивизий.
В начале 1944 года завод № 65 перевели в Горький.