По его мнению, образование не должно быть догоняющим, как сейчас.
«Образование в России рассматривается как придаток экономики. Считается, что оно должно ориентироваться на нынешних работодателей, чтобы обеспечивать нужными кадрами. Но, может, нужно смотреть не на сегодняшний день, а на завтрашний?» — обратился к педагогической общественности на собрании в рамках проекта «Школа современного руководителя» зав. академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований ТюмГУ, академик РАО, д.пед.н., профессор Владимир Загвязинский.
По его мнению, образование не должно быть догоняющим, как сейчас. Нужно говорить не о приоритетности экономики над образованием, а о паритете.
На сегодняшний день, по данным Загвязинского, российское образование находится на первом месте по информационному обеспечению и на 41-ом — по профессионализму педагогов. Более 50% учителей работают по 26 часов в неделю, а 32% - по 30 часов. Большие нагрузки и у детей. Не все школьники с ними справляются и вместо них учатся родители. Кроме того, в школе натаскивают на тесты, а не развивают детей. «Соревнование за показатели — страшное дело. Показатели улучшаются, качество — не всегда», — подчеркнул он.
Не понимает профессор и смысла в сравнивании гуманитарных вузов с техническими. Из-за рейтинга неэффективных учреждений высшего образования закрылось много хороших заведений. «Если просто присоединить педагогические институты к университетам, то ничего не изменится. Нужно использовать преимущества фундаментального университетского образования, не утеряв профессионализма, которое дает институт», — отмечает Загвязинский.
Чтобы образование не отставало, необходимо прислушаться к науке, на которую в последнее время, как считает академик, не обращают внимание. Именно она должна подсказывать стратегию опережающего развития образования. Эксперименты необязательно проводить по всей стране. Достаточно выделить пилотные регионы. А после изучения их опыта уже можно будет транслировать новшества повсеместно. В качестве приоритетных направлений образования должны быть развитие личности, ориентир на культуру, создание условий для экономического потенциала человека и здоровьесбережение.