На одном из заседаний комиссия Общественной палаты РФ (ОП) по вопросам интеллектуального потенциала нации обсуждала ряд законопроектов, связанных с реформой образования. В обсуждении участвовал и представитель Тюменской области в ОП, председатель президиума Тюменского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук Владимир Мельников. …
На одном из заседаний комиссия Общественной палаты РФ (ОП) по вопросам интеллектуального потенциала нации обсуждала ряд законопроектов, связанных с реформой образования. В обсуждении участвовал и представитель Тюменской области в ОП, председатель президиума Тюменского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук Владимир Мельников. Он прокомментировал «Вслух.ру» некоторые аспекты проблем, на решение которых направлены рассмотренные документы.— Владимир Павлович, насколько важны законопроекты, которые рассматривала комиссия Общественной палаты?— Один из важнейших, на мой взгляд, — проект закона о введении единого государственного экзамена. Проблема снижения качества образования волнует сейчас всех. Это болевая точка не только для России. Во всем мире пытаются понять, что делать дальше, чтобы, во-первых, не нарушить демократические принципы в образовании (то есть обеспечить его доступность), и во-вторых, чтобы талантливые ребята за время учебы получали максимум того, что нужно для будущей творческой жизни. Эти проблемы связаны с тем, как сегодня организовано поступление в вузы. В России со скрипом, но вводится ЕГЭ. Но объективен ли прием в вуз по результатам ЕГЭ? Не следует ли добавить экзамен по профессиональному направлению вуза? В проекте закона и предусматривается такая норма, что позволит отбирать не просто успевающих, но еще и профессионально ориентированных ребят. Это очень важный момент, ведь каждый вуз отличается от соседнего. В то же время обсуждались сами подходы к экзамену. Нужно ли разрешать использовать справочный материал и как при этом объективно оценить знания? Я в свое время 2 года преподавал геофизику в одном из вузов Алжира. Там слушателя могли исключить за одну лишь попытку списывания. А предмет очень сложный, чтобы ответить на все вопросы, надо быть вундеркиндом или, как минимум, обладать блестящей памятью. Но я был убежден, что нужно глубокое понимание материала, а не простое механическое заучивание, поэтому разрешил при подготовке ответа пользоваться всеми доступными источниками. И ушел на полтора часа. Студенты все тщательно переписали из книг и конспектов и были счастливы. Но когда я начал спрашивать — поняли, что просто так не отделаться. Я стал интересоваться физическим смыслом коэффициентов, формул и явлений, в итоге выставил оценки — от 9 до 18 баллов по 20-балльной системе. И все признали, что оценка была объективной. В России сейчас, оказывается, во многих вузах тоже разрешается использовать «шпаргалки» при сдаче устных экзаменов. В конечном счете, важно не запомнить то, что давали на лекциях, а усвоить. А пользование учебниками, энциклопедиями во время экзамена — это возможность привести в порядок свои знания, что очень важно. Но, увы, то, что сейчас волнует и общественность, и правительство, и с чего, собственно, началось обсуждение и введение ЕГЭ, до сих пор не искоренено. Система образования остается одной из самых коррумпированных сфер. Цифры, которые озвучивают эксперты, просто поражают. Этим обусловлено и появление новых законопроектов. А также стремлением выровнять условия для поступления в вуз. Состоятельные люди за 2−3 года до поступления начинают пользоваться услугами преподавателей вуза. По существу, такие абитуриенты не получают образование, а тренируются в сдаче экзаменов. В результате ребята с периферии, которые стремятся в центральные вузы, оказываются в неравных условиях и, не попав на бюджетные места, выбывают из процесса. А ведь стране нужны действительно талантливые молодые люди. И еще один интересный факт: у ребят, которые учатся бесплатно, успеваемость обычно лучше. С одной стороны, многие вузы действительно хорошо зарабатывают на платных приемах, с другой — такие студенты, видимо, менее объективно тестируются. Все это говорит о том, что проблем в образовании накопилось множество. В свое время наши выпускники ценились во всем мире, но мы теряем это. В 90-х годах, когда слабо финансировалось образование и вузы были вынуждены искать способы выживания, запустились негативные процессы. Они со временем развились и пустили «метастазы», с которыми очень трудно бороться. И даже обещанное повышение зарплаты не решит проблем. В последнее время государство пытается многое сделать. С 2000 года финансирование образования увеличилось в 5 раз, расходы и в дальнейшем будут расти. Но вернуться к порядку в этой сфере очень даже нелегко, и тут одними законопроектами и увеличением финансирования не отделаться.— Вы возглавляете общественный совет по контролю за реализацией приоритетных национальных проектов в Тюменской области и в нем являетесь председателем комиссии по нацпроекту «Образование». Как работает эта комиссия?— Мы изначально приняли принцип «не контролировать, а помогать», тем более что контролеров и так хватает. А чем помогать — выяснится из общения со школьниками и учителями, его мы и пытаемся наладить. На последнем заседании я задал вопрос директору одной из школ: а чем была плоха советская система подготовки школьников? и как вы собираетесь учить лучше с теми учителями, которые за 15 лет «испорчены» не очень умными реформами? Меня поразил ответ: «Я до 2008 года ни одного молодого учителя не возьму. А потом придут те, кто окончил уже мою школу, а я знаю, как мы их готовили…». Эта ответственность директора школы меня поразила и порадовала. Слава богу, что есть такие педагоги. Значит, ребята и родители будут пытаться попасть именно в такие школы. Я поинтересовался, как в учебных заведениях ощущают импульс, данный нацпроектом. Судя по ответам, заметны выплаты учителям — деньги получают действительно достойные педагоги. Средства выделяются также на приобретение компьютеров, в течение нескольких лет обещана 100-процентная компьютеризация школ и предоставление широкополосного доступа в Интернет. Тем самым ученик получает возможность раздобыть любой справочный материал. Ведь главное — научить человека учиться. Введение Интернета как раз этому способствует. С другой стороны, если раньше мы получали знания от хорошего учителя, который пытался дать нам все лучшее, накопленное человечеством, то сейчас ребята брошены в огромный мир информации, в котором трудно самостоятельно разобраться. Эту проблему нацпроект, к сожалению, не решает. Сплошная компьютеризация и интернетизация — это лишь выравнивание возможностей, и все. А вот кто при этих стартовых условиях вырвется вперед — зависит от учителя, родителей и, конечно, самого ученика. Все остальное — только инструменты. Но они постоянно обновляются, и отставать нельзя. Этим надо владеть. При этом хорошо бы, чтобы школьникам не подбросили второсортный продукт в виде отживших систем, устаревших моделей компьютеров. Поэтому мы на совете договорились, что будем контролировать, какие компьютеры поступают в школу. Сейчас собираем сведения о поставщиках и поставках, затем отправим специалистов — проверить характеристики, качество оборудования, обеспеченность программами