Dipol FM | 105,6 fm

В тюменском музее почти полгода смотрят кино, чтобы вспомнить о театре

Киновстречи продолжатся до конца Года театра.

_Водевиль — музыка, песни, интриги и танцы! Но стихают аплодисменты, довольные зрители расходятся по домам, и казенная зеленая карета развозит усталых актеров, только что живших другой — яркой, блестящей, легкой — жизнью в свете рампы, по обычным казенным квартирам. Из одного мира в другой. «Зеленую карету», в 1967 году снятую известным советским, российским режиссером Яном Фридом, в нашей обычной жизни накануне, 26 мая, как козырную карту, предъявила тюменцам киновед Наталья Соколова в ходе авторского лектория «Образ театра в отечественном кино», идущего в Музейном комплексе им. Словцова в Год театра каждое последнее воскресенье месяца. Зрители, даже не знавшие прикупа, остались в выигрыше._

Актриса императорского Александринского театра Варвара Николаевна Асенкова впервые вышла на сцену в 18 лет, в 1835 году, а в 24 уже покинула ее навсегда. Она скончалась от чахотки, окончательно подорвав свое и так не крепкое здоровье напряженной работой. Ее жизнь напоминает яркую комету, пролетевшую над подмостками и осветившую всю тогдашнюю театральную жизнь. Этой необыкновенной девице, игравшей бесконечных гусарских поручиков и корнетов в водевилях, имевших с ее участием необыкновенный успех, посвятил свой фильм режиссер, известный нам по знаменитейшим советским музыкальным фильмам.

Из-под талантливой руки Фрида, ученика Эйзенштейна, вышли «Двенадцатая ночь» с Яншиным, Меркурьевым, Вициным, Лучко, Ларионовой, «Собака на сене», «Летучая мышь», «Благочестивая Марта», «Сильва», «Дон Сезар де Базан». Он снимал свои яркие, жизнеутверждающие фильмы в то время, когда обычная жизнь казалась особенно серой и безрадостной. Не такая «Зеленая карета», где, собственно, все довольно быстро умерли, до этого изрядно измучившись.

Эта лента держится в фильмографии режиссера особняком. Наверное, впору назвать ее данью памяти молодой девушке, не понаслышке знавшей, что такое тяжелая работа — практически ежедневно по два спектакля, и своим трудом, своим ярким образом задавшей высоту планке «легкого» жанра.

В тюменском музее почти полгода смотрят кино, чтобы вспомнить о театре

Но не так проста Наталья Павловна, чтобы удовольствоваться парой-тройкой биографий. Постепенно эта парочка, муза и художник, обрастали гроздьями имен и подробностей, образов и отрывков из знаменитых водевилей, экранизации которых всякий раз находят своего зрителя и неожиданным образом запечатлевают время, когда были сняты, а не когда придуманы знакомые всем герои.

Так, вслед за исполнительницей главной роли Натальей Теняковой (той самой бабой Шурой из любимой всеми комедии «Любовь и голуби» Меньшова) перед зрителями мелькнул Александр Гладков, написавший сценарий к «…карете». Больше известно другое его произведение — пьеса «Давным давно», экранизацию которой в исполнении Эльдара Рязанова под другим названием «Гусарская баллада» с Голубкиной и Яковлевым знают, наверное, все. Но впервые пьеса с типичной для Асенковой ролью травести была поставлена знаменитейшим режиссером и художником театра Николаем Акимовым в ноябре 1941 года в блокадном Ленинграде. Роль Шурочки тогда сыграла ведущая актриса Театра комедии Елена Юнгер. Ее образ задержался в умах зрителей многих поколений благодаря кино. Елена Владимировна сыграла одну из дочерей мачехи в знаменитой советской «Золушке» Кошеверовой и Шапиро 1947 года. К этой сказке в качестве автора эскизов декораций и костюмов к фильму тоже приложил руку Акимов. И это только небольшая ниточка почти полуторачасового разговора.

Лектор, ведя узкими, порой совершенно заросшими тропами истории непосредственно к просмотру фильма, заботливо напутствовала зрителя в том, что касалось реальных биографических фактов, легших в основу фильма, и той доли вымысла, которую могут позволить себе авторы. «Чтобы зрители понимали, что любой биографический, исторический фильм не обязан следовать документальной правде, — пояснила она. — Художник имеет право на воображение, право на то, чтобы показать некоторые вещи иначе. Главное — уловить характер, передать атмосферу времени».

В «Зеленой карете» Фрид позволил себе включить некую любовную линию с поручиком Глебовым. «Да, я понимаю, что он следовал в том числе законам жанра. Ну как снять фильм о трудоголичке Асенковой, которая в свои юные годы, помогая семье сводить концы с концами, знала только дом и театр? — говорит Соколова. — А авторам нужно было выйти на мелодраму, поэтому романтическая линия и возникла. Меня она все равно раздражает, если честно. Но я понимаю, и зрителям объясняю, что кино играет по своим законам. А вот в жизни было совершенно иначе».

Увлеченные зрители, кстати, не задавали вопросов. «Думаю, стесняются, — заметила после лектория Наталья Павловна. — Понимаю, что из-за обрушивающихся на зрителей громадных объемов информации они тушуются иногда. Но, как ни странно, за пределами зала, в более неформальной обстановке, вопросов очень много. Я вижу, что в фойе остаются люди. Они меня там ловят, и мы говорим».

Напомним, цикл лекций сложился еще в декабре прошлого года, когда точно стало известно, что в России 2019 год будет Годом театра. Предполагалось, что лекции будут проходить раз в месяц для студентов, преподавателей, сотрудников Тюменского института культуры. Но затем два проекта, кино- и музыкальный лектории, были предложены руководству музейного комплекса. Теперь трижды в месяц в музее, то в амфитеатре, то в атриуме, где стоит белый рояль, собирается сложившийся вокруг проектов «фанатский клуб», черпающий вместе с наставником из глубоких источников, натыкаясь порой на что-то неожиданное, переворачивая пожелтевшие страницы, которые слишком давно не тревожили. Так, например, фильм «Зеленая карета».

Кстати, в числе отправленных по заданному вектору зрителей попадаются и студенты Натальи Павловны, а также «киноклубовские», посещающие заседания наверное старейшего действующего киноклуба Тюмени. На занятиях и в клубе заинтересованные зрители обсуждают найденное, прочитанное, просмотренное после лекции в музее.

По словам Натальи Павловны, главный смысл лекций — в просвещении, чтобы зрители, слушатели больше узнавали об истории собственной культуры: «По-моему, беда нашей страны в том, что мы можем, к примеру, судить о французской культуре, но не о своей собственной. Мало кто знает историю отечественного драматического театра. Только, возможно, самые яркие громкие имена. Поэтому наша задача — дать направление. А информации очень много, найти ее не составит труда».

Тюменцы уже посмотрели в музее вторую серию «Ивана Грозного» Эйзенштейна, «Гамлета» Козинцева, посвященный Комиссаржевской фильм «Я — актриса» Виктора Соколова.

Через месяц, 30 июня, завсегдатаи и новички кинолектория узнают о непростой судьбе актрисы Валентины Караваевой, самой молодой обладательницы Сталинской премии, в начале своей карьеры получившей в аварии шрам, уродовавший ее лицо, на долгое время вычеркнутой из кино, умершей в одиночестве, на протяжении последних двадцати лет своей жизни снимавшей саму себя на любительскую камеру в самых разных ролях. На лекции тюменцы увидят посвященный ей документальный фильм Георгия Параджанова «Я — Чайка» с использованием этих любительских съемок. В тот же вечер тюменцы увидят «Чайку» (1970) Юлия Карасика.

28 июля — «Успех» (1984) Константина Худякова и «Сукины дети» (1990) Леонида Филатова.

29 сентября — «Гори, гори, моя звезда» (1969) Александра Митты.

27 октября — «Театр» (1978) Яниса Стрейча.

24 ноября — «Крепостная актриса» (1963) Романа Тихомирова и «Сорока-воровка» (1958) Наума Трахтенберга.

29 декабря — «Без вины виноватые» (1945) Владимира Петрова, «Без вины виноватые» (2008) Глеба Панфилова, «Таланты и поклонники» (1953) Андрея Апсолона и Бориса Дмоховского и «Таланты и поклонники» (1973) Исидора Анненского.

_Вход на музыкальные и кинолекции свободный. За новостями о проектах проще всего следить на страничке музейно-просветительского объединения в соцсетях._

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменские каратисты привезли медали всероссийских и международных стартов
Тюменские каратисты привезли медали всероссийских и международных стартов
Соревнования прошли в Казани.
#карате
#спорт
#соревнования
#медали
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
В Тюменской области река Тура поднялась до 334 см, Тобол – до 449 см, Ишим – до 892 см
В Тюменской области река Тура поднялась до 334 см, Тобол – до 449 см, Ишим – до 892 см
Оперативные данные на вечер 17 апреля.
#паводок
#эвакуация
#реки
#Ишим
#Тобол
#Иртыш
#Тура
#Тюмень
#Тюменская область
#новости Тюмени
В Тюмени осудят водителя автобуса, сбившего подростка на улице Республики
В Тюмени осудят водителя автобуса, сбившего подростка на улице Республики
Устроивший ДТП выплатил компенсацию морального вреда.
#прокуратура
#суд
#ДТП
#пострадавший
#подросток
#Тюмень
#новости Тюмени
В Упоровском районе проходит эвакуация жителей из-за паводка
В Упоровском районе проходит эвакуация жителей из-за паводка
Здесь ожидается подтопление.
#эвакуация
#паводок
#Упоровский район
#Тюменская область
В Тюмени внук украл две норковые шубы у бабушки, чтобы пропить
В Тюмени внук украл две норковые шубы у бабушки, чтобы пропить
Ему грозит до пяти лет тюрьмы.
#МВД
#уголовное дело
#кража
#бабушки
#внуки
#Тюмень
#новости Тюмени