Он стал вторым пациентом тюменского Центра трансплантологии, который перенес подобную операцию.
В Тюмени провели вторую операцию по пересадке сердца. Реципиентом стал 58-летний житель Тюменского района. Операция состоялась в декабре, а сегодня пациент готовится к выписке.
Только без паники
Андрею Катаеву — 58 лет, раньше он работал на стройке. Последние два года мужчина провел в ожидании донорского сердца. Операцию провели врачи из тюменского Центра трансплантологии Областной клинической больницы №1.
Как рассказала лечащий врач, кардиолог Светлана Вятчинина, диагноз тюменца — ишемическая болезнь сердца. Он перенес инфаркт миокарда, который в дальнейшем осложнился тяжелой сердечной недостаточностью.
Несмотря на это, пациент еще некоторое время чувствовал себя неплохо, удовлетворительно переносил физические нагрузки. Когда был поднят вопрос о трансплантации, Андрея Викторовича включили в локальный лист ожидания. Чтобы нашлось подходящее сердце, потребовалось чуть более двух лет.
«24 декабря пациент в экстренном порядке поступил в больницу для проведения операции. Оперативное лечение прошло успешно, послеоперационный период протекал без осложнений. В дальнейшем Андрей Викторович будет наблюдаться амбулаторно», — отметила Вятчинина.
Сам пациент не скрывает — перед операцией сильно волновался, но времени смириться с диагнозом у него было достаточно. «Я узнал о предстоящем еще в 2019 году. Меня накрыло чувство паники, но потом оно прошло после общения с врачами. Я им поверил и очень благодарен», — говорит Андрей Катаев.
Свои ощущения после он характеризует как неоднозначные: пока не понятно, что именно изменилось. «Сравнение бесполезно, еще мало времени прошло. Без вспомогательной аппаратуры живу всего несколько дней», — сказал пациент.Сейчас Андрей Викторович находится на супрессантах, его иммунитет максимально ослаблен. По словам врачей, важно, чтобы человек скорее освоился в жизни вне стен больницы. Тогда возможно приступить к более углубленной его реабилитации.
Нитки и игла
Одним из 20 медиков, которые трудились над новым сердцем Андрея Катаева, был анестезиолог Вячеслав Петров. Он рассказал, что голос анестезиолога — это последнее, что слышит человек перед погружением в медикаментозный сон.
«Мы общаемся с пациентом, рассказываем, что с ним произойдет, как ему следует себя вести в период реанимации. Залог успеха — это настроение пациента», — говорит врач.
Операция длилась около 5 часов, и все прошло без осложнений, поделился Никита Стогний, заведующий кардиохирургическим отделением ОКБ №1. Известно, что орган был доставлен из Областной клинической больницы №2. Время от изъятия органа до его нового запуска составило 2 часа 10 минут.
«Надо так забрать сердце, чтобы оно потом могло запуститься. Время максимальной ишемии — 8 часов. За это время сердце нужно правильно остановить, перевезти и запустить», — кратко описал хирург.
Когда орган привезли в Патрушева, здесь уже работали две бригады. Одна занималась донорским сердцем, другая осуществляла доступ к сердцу реципиента.
«Мы созваниваемся и поминутно считаем: когда останавливаем сердце в груди, когда начинаем искусственное кровообращение нового. Провели процедуру — пациент уже на операционном столе, и тогда происходит замена. Нефункциональное сердце мы вырезаем, подготавливаем донорское и имплантируем его. Вся хирургия — это нитки и игла», — красочно описал Никита Стогний
Пересадка сердца облегчает жизнь больного человека, но это не значит, что все его проблемы остались позади. По откровенному заявлению кардиохирурга, любое вмешательство на сердце — это паллиативная операция.
«С печалью это скажу, любые операции на сердце не равны исцелению, однако новое сердце улучшает качество жизни — в этом и состоит наша задача. Но оперированные сердца нельзя назвать вылеченными. Пациент теперь будет получать терапию и на ней жить. Тем не менее мы надеемся, что качество его жизни и ее продолжительность будет больше», — отметил Никита Стогний
Следующее плановое обследование ждет Андрея Катаева через полгода. А пока врачи рассчитывают, что пациент психологически адаптируется к жизни дома, будет расширять свои возможности, но с определенными ограничениями, связанными с приемом супрессоров.
Дефицит сердец и понимания
Руководитель центра трансплантологии ОКБ №1 Сергей Семченко назвал трансплантацию сердца требованием времени. «Мы стараемся реорганизовать службу координации донорства органов, в этом году еще три медицинских организации привлечены к этой работе. Это областные больницы в Тобольске, Ишиме и Ялуторовске, сюда могут поступать пациенты с тяжелым повреждением головного мозга. Именно эта категория людей является пулом возможных посмертных доноров», — отметил врач.
Семченко посетовал на дефицит донорских органов. Это связано с неготовностью общества к самому факту посмертного донорства. «Человеку нужно объяснять, что существует много пациентов, нуждающихся в трансплантации органов. Один умерший человек может помочь нескольким живущим», — подчеркнул он.
Трансплантология в стране развивается очень медленно, считает врач. Количество центров трансплантации не растет, во всей стране их всего около 40. Причина этому — нежелание врачей подставлять себя под удар, исходящий от родственников потенциального донора.
«Законодательство четко регулирует презумпцию согласия на изъятие органов посмертно. Но, узнав, что органы изъяты, родственники начинают обращаться в инстанции.
Сейчас в регионе проживают пять человек, которые ждут донорское сердце: четверо мужчин и одна женщина.
Операции могли бы проходить чаще, если бы не пандемия коронавируса. За последние два года количество органов, пригодных для пересадки, значительно сократилось. «Мешают также инфекции у доноров — ВИЧ, гепатиты, сифилис. Процентов 25 органов исключаются только по этим показателям», — отмечает врач.
Забрать сердце или почку для пересадки порой мешает возраст посмертного донора. По словам Сергея Семченко, почки можно пересадить от умершего человека в возрасте до 65 лет, сердце — до 50 лет.
Напомним, в Тюмени занимаются трансплантацией с 2016 года. Первыми пациентами были люди, нуждающиеся в новой почке, затем врачи освоили пересадку печени. В мае 2021 года было пересажено первое сердце — 38-летнему жителю областного центра.
Донорство органов врачи называют даром жизни. Такая ситуация может произойти с каждым человеком, ему может потребоваться трансплантация.
Фото: пресс-служба ОКБ №1