Зал «История авиации, космонавтики, моторо– и ракетостроения» в Музее истории науки и техники Зауралья ТюмГНГУ торжественно открылся 3 июля в Тюмени.
Зал «История авиации, космонавтики, моторо- и ракетостроения» в Музее истории науки и техники Зауралья ТюмГНГУ торжественно открылся 3 июля в Тюмени. К этому событию готовились добрых два десятка лет — столько понадобилось времени, чтобы собрать экспонаты.
По новому залу гостей провел директор музея Виктор Копылов. Правда, ходить по выставке было затруднительно: помещение — очень небольшое, экспонаты — огромны, занимают много места, а желающих взглянуть на них набралось предостаточно. Виктора Ефимовича вооружили микрофоном, и его интересный рассказ был слышен всем, даже если кто-то остался стоять в дверях.
Начинается выставка со стенда, повествующего о значимом событии. В 2012 году отмечается 110 со дня основания в Кургане турбостроительного завода, с которого началась история турбостроения в нашем крае. С этим предприятием неразрывно связана фамилия Вахрушина, сына известного ялуторовского купца. Он окончил в Берлине институт с отличием, немцы предложили ему остаться, но он вернулся на Родину.
Десять лет спустя, 2 июля 1912 года, в Тюмени на ипподроме впервые состоялся демонстрационный полет летчика Васильева. На выставке представлены фото первопроходца, рассказывается о начале авиации в стране. Надо сказать, что Васильев демонстрировал свой полет на год раньше, в 1911 году, в Омске, где проводилась кустарно-промышленная выставка.
События 1912 года созвучны с 1942 годом, когда прошли полеты первых российских реактивных истребителей в Екатеринбурге в Кольцово. Партия этих машин в количестве 30 штук была собрана в Заводоуковске замечательным авиаконструктором Москалевым. Он умел смотреть вперед на 20−40 лет, заверил Копылов.
Немало материалов посвящено космическим исследованиям в нашем крае. В том же Заводоуковске работала школа военных летчиков, из которых потом набирали космонавтов. Среди них можно отметить имена Демина, Комарова. Последний, к сожалению, погиб во время возвращения с орбиты.
Небольшая экпозиция посвящена ракетной базе в Богандинке, с которой запускали стратегические ракеты в район Камчатки. «Сейчас от базы осталось только название, а память о той высококлассной ракетной технике мы постараемся сохранить в музее», — отметил директор.
Главными экспонатами выставки является продукция тюменского моторного завода. Центральное место занимают так называемые «штаны» — двигатель Р27-В300 самолета ЯК-38, который выпускался в Тюмени с 1978 по 1990 гг. Даже тот, кто не знает, что двигатель на предприятии именовали «штанами», с легкостью так его называет за сходство с предметом одежды. «Это высочайшие технологии своего времени, и их освоил наш завод, чем мы можем гордиться. Даже американцы не располагали такими технологиями», — рассказал Копылов.
Он отметил, что выставка успела стать популярной среди студентов. Вчера прошло ее торжественное открытие, а молодежь заходит в новый зал уже в течение двух месяцев.