*По счастливой случайности, Тюмень в 2004 году будет представлена аж в двух известнейших музеях столицы — в Государственном историческом музее (тот самый адрес — Красная площадь, 1) и в Третьяковской картинной галерее.
Приятно сознавать, что если работа с ГИМ — это продолжение сотрудничества, начатого в 2000 году выставкой «Сибирские реликвии в Московском Кремле», то приглашение в Третьяковку — настоящее открытие тюменской коллекции живописи для столичной публики.*
Парад эпох на Красной площади
В Государственный исторический музей отправится сводная выставка по истории тюменского края, включающая лучшие экспонаты областного краеведческого музея, музея изобразительных искусств, тобольского, ишимского, ялуторовского музеев.
Любая выездная экспозиция — предприятие более чем затратное. Поэтому «Земля Тюменская» появится в ГИМ в год 60-летия области и 125-летия краеведческого музея — на большие юбилеи у нас принято раскошеливаться, и администрация области об этом знает.
Впрочем, презентация области в музее на Красной площади — акция не только культурная, но политическая и даже идеологическая. Как не порадоваться, не возгордиться своим краем, если его музеи удостоились чести занять 4 зала ГИМ. Ведь Государственный исторический музей — один из наиболее посещаемых в Москве, туда приходят не только (и даже не столько) жители столицы, но и гости города, иностранные туристы. И если в 2000 году в Кремле нам было выделено 150 квадратных метров, и выставку «Сибирские реликвии» увидело больше 60 тысяч посетителей, то в 2004 году в нашем распоряжении 650 квадратных метров и все те туристы, что будут гулять в центре Москвы с июля по октябрь.
«Земля Тюменская» — это тысяча предметов, создающих грандиозную ретроспективу жизни региона со времен происхождения Западно-Сибирской низменности до второй половины XX века: минералогическая коллекция, скелеты шерстистого носорога и пещерного медведя, археологические находки, этнографические собрания, описывающие все народности и конфессии, представленные в крае. Специальные подборки посвящены освоению Сибири, участию тюменцев в войне, истории нефтегазового комплекса.
Эпохе нефтяных открытий в какой-то мере посвящена и часть экспонатов, отобранная в тюменском музее изобразительных искусств, рабочее название подборки тюменской живописи второй половины XX века — «Тюменский плацдарм: отражение эпохи в работах тюменских художников».
«Юбилей области, да и 60-летний юбилей Союза художников подтолкнули нас к мысли сопоставить художественное видение исторических событий, — рассказала Надежда Васькова, директор музея изобразительных искусств. — Со времен начала освоения недр Тюменской области прошло уже 40 лет, целая эпоха — сложная, интересная. Нам бы хотелось вернуться к взгляду художников на Тюменский край тогда и сравнить его с отражением области в современной живописи, создать что-то вроде художественного портрета области во временном срезе. Центром композиции должна стать картина Остапа Шруба «Тюменский плацдарм».
«В Государственном историческом музее будут также представлены работы одного из лучших авторов современности — Геннадия Райшева, коллекция сибирской школы живописи… Вообще, аналогов многих экспонатов нет ни в одном московском музее, и „Земля Тюменская“ будет в этом плане очень интересна посетителям», — считает заведующая выставочным сектором ГИМ Татьяна Мартынова, работающая над отбором экспонатов.
От себя добавим, что сводная выставка по истории края — небывалое событие для жителей Тюменской области, и счастлив будет тот, кто побывает в Москве во время экспозиции наших музеев. Ведь только в столице он увидит лучшие экспонаты, интереснейшие документы и фотографии, собранные вместе, рассказывающие полную, насыщенную фактами и уникальными иллюстрациями историю его земли, Тюменской.
Обмен любезностями
Уже в марте Государственный исторический музей привезет в Тюмень две «ответные» экспозиции — «Выставку одной картины» для музея изобразительных искусств и «Российских императоров» для музея «Городская Дума».
Той самой «одной картиной» станет «Генерал Ермолов» Джорджа Доу. Полотно 1825 года, которое, кстати, недавно вернулось из реставрационной мастерской, будет выставляться в обрамлении современной ему графики. Пояснения о судьбе картины, о генерале, об истории Отечественной войны 1812 года, об орденах того времени посетители получат от виртуального рассказчика — экспозицию дополнит компьютерный фильм, который будет демонстрироваться в выставочном зале, согласно новейшим тенденциям музееведения.
Выставка «Российские императоры» открывается экспонатами, которые организаторы рассматривают как знак уважения к истории сибиряков: ГИМ представляет подлинный тесак (кинжал) Ермака, который ранее нигде не экспонировался, икону Меншикова, которой он благословлял дочерей, отправляясь в Сибирь, материалы, связанные с биографией тобольского губернатора Чичерина.
Но, конечно, основу «императорской» коллекции составляют портреты российских правителей — от Петра I до Николая II, мундиры, платья императриц, личные вещи царей, документы, оружие, монеты, ювелирные украшения.
15 лет Государственный исторический музей был в реставрации, и теперь формируется новая экспозиция — уже готов первый этаж, посвященный российской истории со времен первобытнообщинного строя до 17 века, к концу 2004 года планируется закончить работу над ретроспективой XVIII — начала XX вв. и только в 2005 году будет завершен зал «советского периода».
Замечательно, что уже с 10 марта тюменцы, а потом и тоболяки смогут увидеть уникальные предметы, большая часть которых в октябре, по возвращении в Москву, будет помещена в новую постоянную экспозицию ГИМ.
Золотое наследие Первого хранителя
Почти полвека назад из Санкт-Петербурга приехал Евгений Кроллау, ставший первым Главным хранителем Тюменской картинной галереи. Именно тогда, в 50-е годы, Евгений Николаевич сформулировал искусствоведческую концепцию формирования галереи, главный пункт которой, очевидно, был — не мелочиться, отбирать все самое классное. Стараниями Кроллау в Тюмени появились полотна Шишкина, Венецианова, Кандинского, Кустодиева. Потом Первый хранитель работал в ГИМ, в Русском музее, в Эрмитаже, но тюменским искусствоведам он до сих пор не отказывает в консультации.
Так удачно начатая коллекция сделала Тюменский музей изобразительных искусств одним из десяти лучших музеев страны, и в 2002 году ТМИИ было предложено поучаствовать в проекте Третьяковской картинной галереи «Золотая карта России». Проект осуществляется с 1999 года и рассчитан на открытие широкой публике малоизвестных предметов искусства, которыми Россия может гордиться. В 2003 году Третьяковка выпустила шикарный фолиант «Шедевры русского искусства», описывающий двадцать выдающихся музеев страны, нанесенных на «Золотую карту»: Москва, Архангельск, Владимир, Иркутск, Калуга, Рязань, Таганрог. Есть в альбоме и раздел о тюменской коллекции.
Несмотря на то, что выставка в Москве будет проходить в сентябре, уже в марте туда направятся экспонаты: почти сто живописных полотен русских художников XVIII — начала XX веков, 50 предметов, представляющих тобольскую косторезную школу, 11 живописных и 16 графических листов ненецкого художника Константина Панкова. Замечательные работы Панкова, дополненные скульптурами из национальной коллекции ТМИИ, представят «Северный изобразительный стиль».
Некоторые экспонаты требуют реставрации, ими займутся специалисты Всероссийского научного художественно-реставрационного центра им.
Кстати, к подготовке выставки и окончательному отбору экспонатов удалось привлечь эксперта с мировым именем, лучшего экспозиционера России Нину Дивову, сотрудничество с которой директор музея Надежда Васькова считает большой удачей:
— Нина Глебовна считает, что тобольская резная кость и северный изобразительный стиль могут стать настоящим открытием для столичной публики… Вообще, в культуре нет провинции, и это доказывают подобные выставки, они воссоздают единое пространство страны.