Dipol FM | 105,6 fm

В драмтеатре дают примерить «Иванова» на себя

Привычная, дремотная классика? Нет, не слышали.

Огромная голова Сергея Скобелева на тяжелом красном бархате занавеса в Тюменской драмтеатре слегка движется. Момент, когда это замечаешь, можно назвать точкой входа в постановку «Иванов» (16+) Данила Чащина по известной пьесе Антона Чехова. Признаюсь, заметила не сразу. Когда улавливаешь это движение — голова чуть поворачивается — наступает время панической микроатаки: «Ой, оно живое!» И оно там правда живое — за кулисами, на сцене потом на протяжении чуть больше полутора часов в стремительной, полной нервических приливов постановке. Привычная, дремотная классика? Нет, не слышали.

Занавес открывается, сцена почти пуста. Взгляд упирается в одновременно сложно и просто устроенную стену, составленную из темных панелей, полностью отсекающую от вашего взгляда огромное сценическое нутро. Внизу открывается небольшой квадрат, в который из освещенного пространства, полного веселых людей в светлых одеждах, где явно празднуют свадьбу, входит Иванов с молодой женой. Он кружит возлюбленную на руках сначала в счастливом порыве, потом по инерции, потом с явным усилием. Кружит, кружит, пока, наконец, не отпускает, в изнеможении. И этот надлом уже не исчезнет, а будет только усиливаться, вычеркивая героя из жизни, пока не доломает его окончательно.

Увлеченный инерцией этого ужасающего распада, Иванов Скобелева бесконечно кренится в разные стороны. Распадаясь, скрещивает на груди руки, кладет ногу на ногу, почти завязывается узлом, кутается в серую кофтенку — словно пытается сохранить цельность. Лицо героя, кажется, стекает, опадает, превращаясь в пустое место, где нет места радости, боли. Вспышки каких-то чувств больше напоминают истерику. Всякое прикосновение раздражает, всех прикасающихся он вскоре отсылает прочь.


Образ главного героя, наверное, наиболее проработанный в постановке. Благодаря исполнителю он становится выпуклым и осязаемым. Иванов противопоставляется одновременно всем остальным образам. А поскольку текст пьесы несколько сокращен, то изначальный Чеховский замысел у Чащина как бы мерцает, обозначая границы трагедии, но не являясь ей по сути.

Действие происходит в условно нынешнее время, хотя от времени авторы открещиваются. При этом чеховский текст неизменен. Пусть он действительно остается нам понятен, но то, о чем идут разговоры — об управлении имением, о чахотке, о поездке в Крым для ее лечения — однозначно относится к реалиям, далеким от нынешних. И хотя к тексту решили не прикасаться, больная чахоткой жена Иванова тем не менее ходит в платке или шапочке, что делает ее похожей на больную раком во время химиотерапии. Образ осовременен, текст нет. Еще больше запутывает Миша (Николай Аузин), носящий обычную современную одежду, но таскающий с собой старинный фотоаппарат с гармошкой на деревянной треноге. Вероятно, эта путаница и должна отменить время, не соединив прошлое и будущее, а смешав их в произвольном порядке.

Интересно наблюдать, и как из психологической бытовой театральной традиции, здорово отыгранной (история), герои то и дело прорываются в символический театр (современность). Это и праздник у Лебедевых, напоминающий шоу фриков, картины постмодернистов и фильмы Феллини одновременно. И ошеломляющая сцена раскрытия любовников, закрывшая первое действие спектакля, где объятия легко трансформировались в гротескную пантомиму. И финальная точка, можно сказать, ставшая таковой в отсутствие точки. Финал, заслонивший сам себя, подразумевающийся, но не совершившийся.

Современность, кстати, выражена в том числе в лаконичных и при этом мощных по воздействию декорациях — свархкрупные плоскости, симметрия, ничего лишнего (художник-постановщик Дмитрий Горбас). При этом нет ощущения, что в оформлении шли на компромисс — лишь бы что-то поставить. Наоборот, то, как выглядит сцена, то, как работает мультимедийная составляющая в этом спектакле, часто в театре, чего уж, являющаяся бантиком, виньеткой, в отсутствии которой постановка ничего не теряет, добавляет происходящему второй, третий смысл.

Так, громадные плоскости декораций в первом и втором отделении служат фоном, холстом, на который выводятся проекционные изображения главных героев.


Огромные головы исполнителей ролей Иванова, Сарры (Наталья Никулина) и Саши (Марина Кошеляева) в различных вариациях, двигающиеся как в тяжелом, медленном сне, нависают над живыми, маленькими героями практически на всем протяжении действия.

И это производит должное впечатление. У автора мультимедиа Михаила Заиканова идея была предельно конкретная. По его словам, токсичный человек Иванов отравляет жизнь двум женщинам, и ему захотелось сделать акцент на жертвах.

Хотя диспропорция тут же автоматически отсылает к хрестоматийному Гулливеру у великанов, даже если у авторов не было этого на уме. В крохотной коробочке театра идет двойная игра. Мы — зрители, они — актеры и те, что плывут над нами, выражая по поводу увиденного, на самом деле, небольшой спектр эмоций. Неожиданно трагедия Иванова уходит в перспективу не только исторической театральной традиции, но и обычную физическую перспективу, как будто мы смотрим на него, перевернув бинокль. Крохотная трагедия крохотного человека на взгляд — кого?

Так эти огромные головы врезаются лбами в замысел постановки, по ходу меняя его и оставляя зрителя в поисках выхода. И какими бы не были мотивы, вряд ли вы не согласитесь, что поиски — процесс увлекательный, и тут, в отсутствии разжеванного смысла, Иванов действительно будет у каждого свой, уникальный.

По сути, отчасти намеренно — свернув махину текста до схемы, в котором следствие состояния заглавного героя, так доходчиво и натуралистично показанного Сергеем Скобелевым, становится важнее причин, отчасти случайно — намешав в историю, не лишенную временных привязок, остро современных акцентов (музыка, карнавальные костюмы, свадебные декорации), режиссер ставит перед зрителем задачу — самому наполнить эту схему. Вот вам симптомы, приложите их к себе. Почему ВАМ не живется, чего ВАМ не хватает?

Спектакль вольно или невольно производит огромное впечатление, оставляет массу вопросов буквально ко всем, ответов не дает. И это, наверное, лучшее, что могло случиться с театром, куда зрители, возможно, не раз вернутся за ответами.


Они же перечитают Чехова. Они же посмотрят все возможные постановки по пьесе. Они же, болезненно прислушиваясь к ощущениям, начнут по утрам выискивать в выражении заспанного еще лица этакую «скобелевщину», эффект стекания эмоции, превращающий лицо в маску. И много чего еще.

Кстати, смотрели «Франкенштейна» — театральную постановку режиссера Дэнни Бойла с Джонни Ли Миллером и Бенедиктом Камбербетчем в главных ролях, которыми исполнители меняются? Хитрая постановка перевертыш, где, чтобы заполучить возможность смотреть историю со стереоэффектом, нужно сходить в театр дважды. Так вот, тюменский драмтеатр с «Ивановым» провернул что-то похожее. У нас ролями Иванова и Лебедева меняются артисты Сергей Скобелев и Александр Тихонов. И еще там две Саши — кроме впервые вышедшей на сцену театра Марины Кошеляевой, это любимица тюменцев Софья Илюшина.

Кажется, тюменский драмтеатр пойдет на все, лишь бы вы не сидели вечерами дома. Еще один шанс разобраться в хитросплетениях постановки — сегодня. Старт, как всегда по выходным, в шесть вечера. Следующий показ состоится только в январе будущего года.

_Фото Екатерины Христозовой_

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Новости по теме
Последние новости
Николай Бурляев лично представил в Тобольске свой фильм "Никита", посвященный Михалкову
Николай Бурляев лично представил в Тобольске свой фильм "Никита", посвященный Михалкову
Лента содержит уникальные кадры.
#кино
#Никита Михалков
#Тобольск
#Николай Бурляев
#тк
Ветеринару не обязательно любить животных
Ветеринару не обязательно любить животных
Своим видением поделилась тюменский врач.
#животные
#медицина
#Тюмень
#помощь
#ветеринар
#тк
Тюменских актеров и танцоров приглашают на театральный форум «Замысел»
Тюменских актеров и танцоров приглашают на театральный форум «Замысел»
Участие бесплатное, но количество мест ограничено.
#театр
#форум
#Тюмень
#тк
В Ишиме возвращают исторический облик дому купца Тюхова
В Ишиме возвращают исторический облик дому купца Тюхова
Преображение особняка не остается без внимания горожан.
#реставрация
#Ишим
#Тюменская область
#история
#наследие
#тк
Восьмой сезон «Недели моды. Сибирь» пройдет в Тюмени в апреле
Восьмой сезон «Недели моды. Сибирь» пройдет в Тюмени в апреле
Гостей ждут сюрпризы.
#мода
#неделя моды
#Сибирь
#Тюмень
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять