Реальные истории от ветеранов сыска.
Сотрудники уголовного розыска, в простонародье «опера», всегда были и остаются на переднем крае борьбы с преступностью. Если раньше им в основном приходилось раскрывать преступления ногами, то сегодня в распоряжении сыщиков всевозможная аппаратура, техника и автомобили. О работе «в полях» в прошлом веке и в наше время «Вслух.ру» рассказали ветераны МВД.
Начинал… с детской колонии
После службы в армии полковник милиции в отставке, 83-летний Юрий Павлович Шелепов, работал слесарем-ремонтником на одном из омских заводов и мечтал стать милиционером. Сразу поступить в Омскую высшую школу МВД не получилось. Слишком большим оказался конкурс. Но возле его дома располагалась детская колония, где до совершеннолетия содержались юные преступники. Юрия Павловича приняли туда на работу самым молодым воспитателем отряда численностью до 100 человек. Индивидуальная работа с каждым осужденным и знание детской психологии очень помогли в дальнейшей службе будущему оперативнику.
После окончания Омской высшей школы МВД Юрий Павлович перевелся в РОВД на должность оперативника по делам несовершеннолетних. Тут-то ему очень пригодился опыт работы в детской колонии.
Украли 50 колес от «Волги»
Перейдя на заочное обучение в высшей школе милиции, Юрий Павлович работал в Октябрьском районе РОВД Омска, и после двух лет службы его пригласили в отдел уголовного розыска городского УВД по раскрытию имущественных преступлений.
На его памяти моментально раскрытая кража денег и инструмента из парикмахерской. Забравшись в помещение, малолетний воришка по кличке Конь уронил на себя банку с нашатырным спиртом и насквозь провонял этим химикатом. Его-то и вычислили по отвратительному запаху одежды. Беседуя с Конем, Юрий Павлович смог раскрыть и совершенно неочевидное преступление — кражу с омского шинного завода пятидесяти колес к «Волге». По тем меркам страшный дефицит.
Задержав по наводке Коня 19-летнего парнишку, милиционеры нашли у него склад краденых колес. Тот сознался в краже, но руководство шинного завода не призналось в «утечке», и тогда милиционеры обули «бесхозными» покрышками все свои служебные машины.Как раскрывали квартирные и автомобильные кражи
За короткое время Юрию Павловичу удалось раскрыть 11 квартирных краж благодаря… самим потерпевшим. Вместе с ними в воскресный день опер отправлялся на толкучку (сейчас там Калининский рынок), и граждане в торговых рядах опознавали свои вещи. Если они были краденые, то оперативник задерживал продавца, а через этого «барыгу» потом и самого вора.
Если домушники брали с кражи много вещей, то иногда избавлялись от них по ходу движения, меняя на водку или сдавая по бросовым ценам продавцам магазинов и ларьков. Правда, по ориентировкам продавцов сыщики вычисляли и ловили воришек. Тщательный осмотр места происшествия гарантировал опергруппе раскрытие даже неочевидного преступления.
Как утверждает Юрий Павлович, очень многое зависит и от дотошного эксперта-криминалиста, способного на месте преступления найти отпечатки пальцев злодея.
Но больше всего сыщики раскрывали кражи запчастей к мотоциклам и машинам. Зачастую воры угоняли дефицитную тогда технику, которую разбирали на запчасти и продавали на той же толкучке. Для профилактики автокраж оперативники и участковые уполномоченные ходили по гаражам и рекомендовали автовладельцам незаметно метить запчасти тайными знаками или подписывать краской в незаметных для жулика местах. Метки облегчали опознание краденых запчастей.Дверь вышибали ударом плеча
Несмотря на отсутствие компьютеров, милицейская картотека тюменских домушников (по способам совершения преступлений) была отменной. Сыщики знали всех «форточников», тех, кто орудовал отмычками или «взломщиков», вышибавших дверь плечом или «фомкой» (гвоздодером).
Одно время домушники зачастили вышибать двери одним ударом, даже незаметным соседям по лестничной площадке. Очень лихо получалось: долбанул плечом, и косяк вылетел внутрь. Не надо долго ковыряться в замке. Чтобы осложнить задачу жуликам, милиционеры тогда вышли с предложением к руководству местного домостроительного комбината, чтобы входные двери при установке в новостройках открывались наружу.Легендарный опер тетя Маша
Воры-карманники — особая элита воровского мира. Сложность этой воровской специализации в том, что нужно незаметно обокрасть бодрствующего человека. Из всех воров карманников наибольшим уважением пользуются «щипачи», это те, кто работает исключительно руками без ширм, пинцетов, бритв, «писок» (заточенной под угол монеты) и не режут сумки и карманы. Из таких «спецов» вышли многие криминальные «авторитеты», в том числе и в Тюменской области.
По ворам-карманникам работала специально профилированная группа оперативников, но легендарным опером отдела по борьбе с карманными кражами можно смело считать «тетю Машу», которую жулики боялись как огня. В обмен на свободу действий они даже предлагали купить ей квартиру. Эта женщина-опер творчески подходила к своей работе и, отправляясь в городской транспорт на ловлю карманников, с фантазией гримировалась, переодевалась и становилась неузнаваемой. Но если она «засвечивалась» на автобусном маршруте, то карманники спешно покидали рабочее место.Брали карманников только с поличным
Любопытным способом жулики искали в транспорте денежных пассажиров. Достаточно им было крикнуть: «Ой, деньги украли!», как все пассажиры бросались ощупывать карманы. Воры замечали это, подрезали кошелек и выходили на остановке.
Ловить вора на кармане очень сложно. Он в любой момент может сбросить краденый кошелек и таким образом избавиться от улики. Чтобы закрепить задержание вещественными доказательствами, один опер оставался с потерпевшим, а его коллега выходил следом за карманником, которого провожал до мусорного бака или урны, где тот, забрав деньги, избавлялся от кошелька. Подобранный кошелек с отпечатками пальцев становился вещественным доказательством преступления задержанного вора. Брали жуликов только с поличным. По-другому кражу не доказать.Мотив убийства
Около двух лет Юрий Павлович проработал в отделе по раскрытию преступлений против личности. В основном тогда убийства были бытовые и в нетрезвом виде. Хотя огласку получило нападение на охранника одного из заводов, у которого налетчики отобрали табельный наган. Нападавшего злодея потом нашли. Пистолетом он не успел воспользоваться.
На памяти полковника Шелепова раскрытие дикого убийства в Ленинском районе Омска. Поздним вечером пассажиры предпоследнего автобуса нашли у остановки труп мужчины. Как потом оказалось, погибшего от удара в голову вбитым в доску кованым гвоздем. Сыщики организовали поквартирный обход, стучались в каждый дом, встречали и опрашивали пассажиров на автобусной остановке. Очень многое зависит от добросовестности сотрудника милиции. В этом случае участковый во время опроса обратил внимание на показания одной девушки.Она рассказала, что к ней приходил парень, но ушел в 11 часов и она его провожала. Однако участковый не поленился и потом опросил других родственников девушки, которые заявили, что гостей у них в тот вечер не было. Девушке пришлось признаться и назвать своего приятеля. Подозреваемого вычисли и задержали через два дня. Еще немного времени и его бы призвали в армию, а потом и не найти вовсе.
Мотив убийства вообще не укладывался ни в одну нормальную голову. Подвыпивший злодей спросил у парня закурить. Тот не курил и в ответ получил палкой в голову. Если бы девушка не пыталась выгородить своего приятеля и не назвала его, то может, это преступление до сих пор осталось бы не раскрытым.Подсобный аппарат
Юрий Павлович потом перешел на оперативную работу в изолятор временного содержания (КПЗ). «Зачастую преступления не раскрыть без подсобного аппарата, подбираемого из ранее судимых граждан. Слишком дерзких сложно склонить к сотрудничеству, но «мелкая шушера» много знает. Ловили ее на каком-нибудь компромате. Допустим, поймав на мелкой краже из киоска, отпускали под обязательство о сотрудничестве. На крупных злодеев в основном выходили через несовершеннолетних, бывших у них на побегушках. Они все знают о взрослых.
Работая в тюменской милиции, одно время Юрий Павлович в исправительных колониях выявлял факты неуставных взаимоотношений военнослужащих с осужденными, проносы запрещенных предметов на режимную территорию и даже раскрыл серию краж строительных материалов со строящегося дома, которую организовали офицеры.Специалист «убойного» отдела
Но особенно тяжко оперативникам приходилось в лихие 90-е. На счету подполковника милиции в отставке Виктора Свиридова сотни раскрытых тяжких преступлений, а пять убийств он умудрился раскрыть даже при отсутствии трупов.
Он вспоминает одно из самых резонансных — уголовное дело бандитов-гаишников. Они убивали на трассе водителей, который в начале 90-х под заказ перегоняли новые машины из Тольятти через Тюмень. Организатором преступной группы, действовавшей с 1992 по 1993 годы, был водитель заместителя начальника областного ГАИ, некто Зырянов. Останавливая на посту у поселка Мыс транзитных водителей-перегонщиков новых «Жигулей», гаишник доезжал с ними до села Ярково и там расстреливал из табельного пистолета Макарова. Оперативникам удалось доказать Зырянову только два из шести совершенных преступлений — убийство гражданина Щетинина из Нефтеюганска и Мотовилова из Ноябрьска.
Весной, будучи командированным в Тобольск по другим уголовным делам, Виктор Викторович по просьбе начальника Тобольского РОВД выехал к деревне Ирек, где местные пастухи нашли в кустах труп неизвестного мужчины с простреленной головой. Документы, 11 тыс наличных, 13 тыс. чеками и все документы на купленные новенькие «Жигули» синего цвета. Машины только не было.По заключению эксперта, труп пролежал около месяца. Мышки, правда, поработали над ушами и носом. Как оказалось, в Ленинграде мужчина купил «шестерку», заехал к сестре в Ставрополь и, набрав продуктов, поехал в Ноябрьск. Но потерялся по дороге. Сыщики установили время его выезда из Ставрополя.
Через год Свиридов раскрыл это убийство после разбойного нападения на один из тюменских банков. Как оказалось, сержант Зырянов из вертолетного взвода ГАИ организовал преступную группу, в которую вошли его коллега по службе, два сотрудника вневедомственной охраны, ранее судимый гражданский мужчина и бывший сотрудник банка, ранее работавший в нем техником по сигнализации.
Облачившись в бронежилеты, взятые в частном охранном предприятии, и вооружившись обрезом охотничьего ружья, бандиты ночью пошли на банк. Бывший работник банка знал пароли, и охранник запустил злодеев.
По сценарию, один из них должен был выстрелить из обреза охраннику в голову, но струсил и только ударил по голове. Тот упал, но очухавшись, стал стрелять по ним из табельного пистолета. Бандиты ретировались, но всех потом задержала милиция. В СИЗО они рассказали сокамерникам о ранее совершенных преступлениях. По оперативной информации бандиты могли быть причастны как минимум к двум убийствам. С этого и началось раскрытие убийства у деревни Ирек под Тобольском.
Потом стало известно, что Зырянов сам ездил на «шестерке» убитого мужчины, а вторую машину, «Жигули» пятой модели, разобрал на запчасти и через жену распродал в коммерческом отделе магазина «Старт».Сейчас все по-другому
Подполковник милиции в отставке, председатель совета ветеранов УМВД РФ по Тюмени Валерий Константинович Пелевин со ссылкой на своего младшего сына Тараса (действующего сотрудника УМВД) рассказал о современной службе оперативников.
— Сейчас все по-другому. Если раньше преступления раскрывались сложно, долго и кропотливо, то с внедрением технических средств заметно облегчилась работа сыщиков. С началом 2000-х заметно улучшилось и оснащение тогда еще милицейских участков. Все мы помним, как показывали оперов 90-х в сериале «Улицы разбитых фонарей». Обшарпанные стены в кабинетах, практически никаких компьютеров, мебели, нищенская зарплата. По сути, так все и было. Естественно, работалось тогда тяжело. Как говорится, все на голом энтузиазме.
А сегодня? Зайдите в любой полицейский участок — там все с иголочки, чисто, аккуратно, везде компьютеры. Сегодня вся Тюмень в камерах видеонаблюдения, что облегчает поиск преступников. Видеокамеры фиксируют, допустим, угон машины и ее маршрут движения. Остается только правильно домыслить движение жулика и его задержать.Естественно, количество убийств, жестоких избиений людей и т. д. за последние 20 лет значительно сократилось. Сегодня более в ходу экономические и интернет- преступления. Полицейские гораздо реже рискуют жизнью, что не может не радовать.
Серьезная современная проблема — телефонное мошенничество. Обманутые люди отдают аферистам огромные деньги. Однако сейчас сыщики овладели технологиями, позволяющими распознавать и фиксировать голоса злодеев, а потом использовать их в доказательной базе. Нынешние сыщики начали плотно работать с банками, которые стали ограничивать суммы снимаемых со счетов денег. Если раньше оперативники раскрывали преступления в основном пешочком, сейчас у них на вооружении современная оперативная техника, телефоны, машины и компьютеры.
К тому же заметно увеличились зарплаты, появились перспективы в должностях и званиях. Сегодня быть полицейским престижно. Неудивительно, что в целом криминогенная обстановка в Тюменской области стабилизируется, повышается раскрываемость преступлений.
Фото: Виталий Лазарев