С начала 2008 года регионы РФ приступили к реализации ряда новых государственных полномочий. Первые итоги их исполнения подвели сегодня в Уральском федеральном округе на совещании, которое провел в режиме видеоконференции заместитель полпреда УрФО Владимир Крупкин.
С начала 2008 года регионы РФ приступили к реализации ряда новых государственных полномочий. Первые итоги их исполнения подвели сегодня в Уральском федеральном округе на совещании, которое провел в режиме видеоконференции заместитель полпреда УрФО Владимир Крупкин. Все переданные полномочия условно можно поделить на две группы. К первым относятся те, которые до 1 января 2008 года оставались федеральными полномочиями и сейчас переданы субъектам РФ. Это полномочия в сфере здравоохранения, сохранения и использования объектов культурного наследия и объектов животного мира; обеспечение лекарственными средствами тех граждан, которые включены в регистр лиц, имеющих право на получение социальной помощи. Как отметила руководитель аппарата губернатора Тюменской области Татьяна Костарева, в нашем регионе по всем этим полномочиям уже приняты необходимые нормативные и подзаконные акты, причем законы, вступившие в силу с 1 января 2008 года, были приняты еще в начале прошлого года. В отличие от многих других регионов, в Тюменской области не стали создавать новых органов власти, все новые полномочия были вменены в обязанность уже функционирующим структурам. Для этого была увеличена их штатная численность. Второй блок полномочий — те, которые и ранее были отнесены к компетенции регионов и реализуются за счет собственных средств субъектов. Татьяна Костарева выделила полномочия по опеке и попечительству, которые раньше были в ведении органов местного самоуправления. «Эти полномочия на сегодняшний день осуществляются органами власти области — департаментом социальной защиты, для чего численность департамента была дополнена необходимыми штатными единицами», — заметила Татьяна Костарева. Еще одно полномочие, на котором остановилась докладчица, — обеспечение и выплата субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг. Это полномочие областные власти оставили муниципалитетам, предусмотрев необходимые финансовые средства в виде субвенций в областном бюджете на текущий год и на перспективный период. Проблемы, с которыми сталкивается Тюменская область с появлением новых обязанностей, не отличаются от проблем других регионов Уральского федерального округа. «Средства, выделенные из федерального бюджета, являются, конечно же, недостаточными. Во всех случаях мы предусматриваем еще софинансирование из областного бюджета», — отметила Татьяна Костарева. На недостаточное финансирование сетовали практически все участники совещания. По ряду полномочий не учтены такие статьи расходов, как содержание новых структур для исполнения этих полномочий и зарплата их сотрудников. Что касается полномочия по охране объектов культурного наследия, то финансирование из госказны вообще отсутствует. «По этой позиции у нас по всем субъектам стоят „нули“ по финансированию федеральным центром», — заметил заместитель полпреда Владимир Крупкин. Региональные органы власти выходят из положения собственными силами. Татьяна Костарева отметила еще одну проблему, связанную с полномочием по охране памятников культурного наследия: «Федерация передает нам полномочия по сохранению и использованию объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, кроме тех, которые включены в отдельный перечень. На сегодняшний день такого перечня нет, и это тормозит определение круга тех объектов культурного наследия, применительно к которым будут распространяться полномочия субъектов РФ». И это не единственный пробел в федеральном законодательстве, которые отметили участники совещания.
По отдельным полномочиям необходима доработка ряда федеральных законов, либо принятие подзаконных актов. Кроме того, по ряду полномочий правительство РФ не представило методики по исчислению объема финансирования и исполнению этих полномочий. Довести до сведения федерального центра об этих недочетах — не менее сложная проблема для региональных властей. Почти все участники совещания говорили об отсутствии обратной связи, многочисленные обращения регионов в профильные министерства и ведомства остаются без ответа. Заместитель полпреда Владимир Крупкин в завершении видеоконференции поручил региональным властям сделать все, что от них зависит, в срок до 1 апреля. Он также попросил составить подробные отчеты об исполнении полномочий: «Попрошу по каждому субъекту вместе с главными федеральными инспекторами и ответственными лицами составить четкую картину о реальном исполнении полномочий. В отчете должны быть экономические обоснования затрат, информация о наличии или отсутствии ответов из Федерального центра, и тех нормативных актах, которые не предоставлены правительством и затрудняют реализацию полномочия на местах». В ближайшее время вся эта информация попадет на стол полномочного представителя