Ученые ТюмГМУ установили, из-за чего развивается глаукома

Среди изучаемых - 125 добровольцев 65+.

Исследования ученых Тюменского ГМУ помогут повысить эффективность лечения глаукомы. Коллектив ученых под руководством известного хронобиолога, профессора кафедры биологии Тюменский ГМУ, д. м. н. Дениса Губина провел исследование, в результате которого выявлены факторы прогрессирования глаукомы.

Специалисты выявили изменение суточных ритмов мелатонина слюны, внутриглазного давления, температуры, а также параметров сна у пациентов с глаукомой. Полученные данные были сопоставлены с особенностями некоторых генов, связанных с заболеванием и с генами биологических часов. Всего в исследование вовлечено 125 добровольцев с глаукомой в возрасте 65+.

По словам Дениса Губина, на изменение внутриглазного давления может влиять ген, который имеет отношение к развитию артериальной гипертензии. Особенность гена может определять устойчивость к лечению против повышенного внутриглазного давления — фактором прогрессирования глаукомы.

«Ранее нами было выявлено, что при глаукоме наблюдаются нарушения биологических ритмов, десинхроноз, нарушения сна, — сказал автор исследования. — Причина в том, что при глаукоме страдает рецепция светового сигнала. Поскольку свет принципиально важен для циркадных ритмов, входной сигнал, поступающий через глаз в центр биологических часов — гипоталамус, поступает хуже. Специфические для биологических часов рецепторы страдают не на ранних стадиях, а уже когда глаукома прогрессирует».

В ходе исследования выяснилось, что у пациентов с прогрессирующей формой глаукомы фаза 24-часового ритма ВГД смещается на более поздние часы. Одним из проявлений развития глаукомы также являются фазовые изменения ритмов мелатонина и температуры. Эта особенность отличает людей с прогрессирующим заболеванием от большинства пожилых людей, у которых фаза суточных ритмов обычно, напротив, смещается на более ранние часы.

«Если идет прогрессирование глаукомы, то этих изменений нет, а если добавляется определенный генетический фактор- нежелательный полиморфизм рецепторов мелатонина второго типа, то происходит сдвиг биологических часов, — рассказал Денис Губин. — Этот полиморфизм был ранее замечен, как фактор риска развития сахарного диабета, но также и как вероятный фактор риска в отношении глаукомы, и наше исследование подтвердило последнее предположение».

Научная работа реализована в рамках выигранного гранта Российского фонда фундаментальных исследований в 2018 году на сумму порядка 2 миллионов рублей. Результаты научной работы представлены в International Journal of Molecular Sciences.