В последнее участились случаи назойливых рекламных звонков. Как уберечь личную информацию от аферистов?
Россияне недовольны новым явлением в сети: стоит зайти на какой-нибудь сайт, как через некоторое время начинают поступать рекламные звонки на такую же тематику. Люди уверены: их персональные данные незаконно используют.
Как объясняет Роскомнадзор, номер телефона или айпи-адрес не являются персональными данными. То есть, это лишь набор цифр, который не позволяет идентифицировать человека. Если вам звонят и просто предлагают что-то купить — ваши права не нарушают. Но если на том конце провода к вам обращаются по имени-отчеству, то, скорее всего, речь идет уже о незаконном использовании персональных данных, сообщает телеканал «Тюменское время».
«Если взять, допустим, результаты 2019 года, то у нас только 10% из поступивших обращений подтвердились. Вообще, было рассмотрено 758 обращений именно в области обработки персональных данных», — отмечает Екатерина Девяткова, начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных Управления Роскомнадзора по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО.
История с посещением сайтов и последующими навязчивыми звонками — как раз об этом. Таким образом компании собирают базы данных потенциальных клиентов. И да, узнать номер человека, зашедшего на тот или иной портал — это реально.
«Технологии такие есть и они используются. Это некая настройка скрипта сверху на сайте, это даже не разработчики самого сайта делают, такие услуги заказывают. Есть какие-то организации в теневом режиме, которые продают эту услугу. Когда человек заходи на сайт с мобильного телефона, фиксируются все данные, которые можно взять с телефона, в том числе номер. И дальше формируется база данных, его потребность, для чего он на сайт зашел, где он больше секунды задержался, значит, ему стало интересно. А если в этот момент еще и залогиниться в соцсети, то будет еще и ФИО и профили аккаунтов», — рассказывает Максим Овсянников, председатель комитета по информатизации и защите информации «Опоры России».
А ведь у многих в телефоне хранятся и данные банковских карт. Эксперты дают главные советы по сохранности персональных данных:
— проверяйте, поддерживает ли сайт технологию безопасной передачи данных. Это должно быть прописано в адресной строке;
— меняйте пароли. Придумывайте сложные сочетания букв и цифр. Не используйте одни и те же комбинации для социальных сетей и электронной почты;
— используйте двухфакторную авторизацию, ввод кода и подтверждение через смартфон. Для шифрования данных на компьютере или телефоне существуют специальные программы;
— избегайте подключения к публичным беспроводным сетям при передачи личной информации и вводе паролей. А еще, конечно, очень важно смотреть документы, которые вы подписываете.
«За любое распространение персональных данных без согласия человека, без его письменных разрешений предусматривает административную ответственность, и человек имеет возможность обратиться в Роскомнадзор. Если данные влекут за собой и нарушения тайны личной жизни, то в силу вступают уголовные нормы», — говорит юрист Любовь Сафаргалиева.
Даже если к вам не обратились по имени-отчеству и ваши персональные данные ни коим образом не использовали, закон о рекламе эти настойчивые менеджеры все равно нарушают. Если, конечно, вы не подписывали согласие на получение рекламы от этой компании.
«Можно обратиться к нам, написать заявление, и мы разберемся. При этом обязательно нужно сохранить саму рекламу, если это смс, то нужен скан смс, если это звонок — то нужна аудиозапись звонка. И мы должны установить четко время и дату звонка, и с какого номера он поступил», — объясняет Светлана Марчук, заместитель руководителя УФАС по Тюменской области.
Так, в прошлом году к антимонопольщикам поступило 78 заявлений. В итоге возбудили 26 дел. Отметим, что наказание предусмотрено серьезное — штраф от 100 до 500 тысяч рублей.
Фото, инфографика — «Тюменское время»