С редкой техникой учеников ознакомила уральский художник, член международного общества меццо-тинто Ольга Житенёва сегодня в музее изобразительных искусств.
Неравнодушные к графике жители города, студенты, преподаватели Тюменского колледжа искусств и журналисты посетили уникальный мастер-класс по меццо-тинто. С редкой техникой учеников ознакомила уральский художник, член международного общества меццо-тинто Ольга Житенёва сегодня в музее изобразительных искусств. Меццо-тинто — очень своеобразная графическая техника, ведь от первого до последнего штриха художник делает всё вручную, используя лишь специальный станок, который практически не изменился с 1642 года. Этот способ относится к холодному офсету — здесь не используется травление. Присутствовавшие окружили стол мастера, встав рядами. Ольга показывала необходимые для работы инструменты и рассказывала, как ими пользоваться. Широкий металлический наконечник на толстой деревянной ручке — это гранильник, или как любит называть его Житенёва, качалка. Им меццо-тинтист создает первоначальный рельеф на медной, цинковой или латунной пластинке. Этот зернистый узор будет переносить на поверхность бумаги черный цвет. Если взять в руки двустороннюю гладилку-утюжок и отполировать участок рельефной пластины до зеркального блеска, то на оттиске останется белоснежное пятно. Только после этой процедуры металлический лист готов к тому, чтобы на него нанесли изображение. Для этого Ольга рисует эскиз в черно-белом варианте, а затем при помощи зеркала переводит его на пластину. Этот процесс весьма длительный — нужно постоянно регулировать глубину штриха, чтобы отпечаталось в нужном соотношении тонов."Не бывает такого, чтобы готовое изделие точно повторяло свой эскиз", — отмечает мастер, — Здесь все играет большую роль, даже настроение, не говоря уже о свойствах разных материалов", — добавляет Ольга. Когда рисунок перенесен на пластинку — шаблон готов. Теперь начинается новый этап создания изображения в технике меццо-тинто. На изготовленный своеобразный штамп Житенёва наносит черную краску скребком. Надевает резиновую перчатку и втирает в металл маслянистую жидкость. Затем мастер промокает поверхность газетным листком, чтобы убрать излишки. Сняв перчатку, Ольга круговыми движениями «вбивает» краску в пластину. «Меццо-тинто — очень нежная техника. Все время необходимо „поглаживать“ заготовку. В итоге металл должен напоминать на ощупь замшу или бархат», — рассказывает Житенёва. Шаблон готов и теперь можно сделать пробный оттиск. Неопытные подмастерья направились к станку вслед за художником. Ольга положила на рабочую поверхность машины заготовку, накрыла ее листом бумаги, предварительно вымоченным в течение суток. Сверху «постелила одеялко». Так она ласково называет плотную ткань — кирзу. После этого мастер встала за колесо, словно штурвал корабля, которое управляет прессом. Вращая его, по поверхности станка передвигается тяжелый цилиндр. Проезжая по заготовке с офсетной бумагой, он переносит рисунок с шаблона на лист. Графическое изображение в технике меццо-тинто готово. Осталось только поместить в красивую рамку и повесить на стену. Обычно, с одной пластины можно сделать 40 оттисков. Потом она «умирает». Надо отметить, что меццо-тинто требует много времени. Так, за весь год опытный мастер делает около восьми работ маленького размера или три большого (50 см). «Это при условии ежедневной работы», — замечает Ольга. Несколько студентов заинтересовались техникой и решили сами попробовать, если не заготовку сделать, то хотя бы нанести на нее краску. Житенёва говорит, что графика очень популярна в мире, но почему-то не в России. «Сейчас рада даже тому, что хотя бы часть жителей Екатеринбурга больше не считают меццо-тинто матом». Этот мастер-класс я организовала не для того, чтобы научить, а чтобы открыть тюменцам другой мир", — с надеждой в голосе сказала художник.