Dipol FM | 105,6 fm

Тюменское кино попало в интернет-зависимость

Тюменский срез не то чтобы самого важного из искусств, но самого вожделенного и самого капризного, представил круглый стол, организованный областным департаментом культуры.

_Страстные поклонники синема, готовые работать как за деньги, так и бесплатно, а порой и платить за удовольствие, собрались накануне профессионального праздника в Тобольске — кинематографической мекке региона в последние несколько лет. Возможность взглянуть на тюменский срез не то чтобы самого важного из искусств, но самого вожделенного и самого капризного, представил круглый стол, организованный областным департаментом культуры._

_Советник губернатора Александр Новопашин, выступивший модератором встречи, объяснил, что участвовать в ней предложили самым заметным представителям тюменского кино. В их число вошли и игроки федерального масштаба, и энтузиасты, и журналисты, тяготеющие к документальным жанрам, и экс-журналисты, поставившие профессию на коммерческие рельсы, и любители, снимающие абсолютно некоммерческое кино в соответствии с собственным представлением о прекрасном._

_Собравшиеся начали было с себя, но в конце-концов вынуждены были обратиться к фигуре умолчания, к тем, без кого кино не существует, и как раз их никакая подобная встреча не смогла бы вместить — к зрителям._

Тюменское кино попало в интернет-зависимость

Недостижимую для всех присутствующих планку в 10 млн зрителей сразу обозначил Олег Урушев, продюсер крепкого и масштабного культурологического проекта «Тобол», к тюменскому кино относящегося в силу географии, но по сути российского. Причем он отметил, что задачей привлечь зрителя в кинотеатры их проект не ограничивается. Еще одна, не менее амбициозная — чтобы года через два-три, когда пройдет рекламная кампания проекта, премьера кино и сериала, «в Тобольск ломились толпы, чтобы туристов было не меньше чем в Суздале». И он единственный, пожалуй, не переводил интерес зрителей в категорию умозрительную и сентиментальную — понравится / не понравится. Что и понятно: за предъявленными масштабами любые сантименты становятся едва различимыми.

Тюменское кино попало в интернет-зависимость

Принципиально иной подход к делу обозначил пессимистичный Константин Одегов, известный тюменский режисер, заканчивающий работу над своим новым фильмом «Рисунки дождем» силами волонтеров. «Нас всех, собравшихся здесь, объединяет любовь к кино. С одной лишь разницей. Одним за эту любовь платят, а другие за нее расчитываются. Я, к сожалению, из тех, кто рассчитывается», — печально отметил он.

Режиссер рассказал, что картина закончена, требуется только компьютерная доработка уличных сцен, сейчас не вполне соответствующих 60-м годам прошлого века. «Вот я сейчас думаю: уезжать из Тюмени или не уезжать? Делать что-то еще?» — обратился он в пространство. В той же минорной тональности Одегов заявил, что рассуждать о тюменском кинематографе по меньшей мере самонадеянно в то время, когда все смотрят американские фильмы, когда Мосфильм стоит пустой и там ничего не снимают. «Возьмите себя в руки, поймите, что происходит…» — заключил Одегов.

Тюменское кино попало в интернет-зависимость

У продюсера трех кинокомпаний, в том числе Первой тюменской кинокомпании Юрия Кузнецова, также два года назад открывшего в Тюмени киношколу, где занимаются около ста детей и подростков, своя позиция и свой подход к зрителю — педагогический. При этом, по словам Кузнецова, главное — говорить с детьми на одном языке, что, судя по его объяснениям, означает — говорить в первую очередь на их языке. Чтобы достучаться до поколений, привыкших, по его словам, к клиповому мышлению, к масштабным коммерческим проектам, «выросших на фильмах Гарри Поттере и каждый вечер смотрящих «Игру престолов», нужны технологии.

Сейчас Первая тюменская снимает молодежный сериал «Взрослые дети». И пытается делать это в нужной степени технологично. Для этого компания приобрела новое оборудование, в том числе для съемок в 3D. «Мы постоянно делаем тесты, и они нас уже начинают устраивать», — добавил Кузнецов. И несмотря на то, что первые две серии многие из смотревших принимают за хоррор (синопсис: дети в один прекрасный день оказались без взрослых и вынуждены выживать сами), продюсер утверждает, что в сериале будет много юмора. «Но если в течение первых десяти минут не показать нечто, что привлечет внимание молодого поколения, то дальше стараться, видимо, уже будет бесполезно. Поэтому мы спасались, сделав первые две серии немножко триллера, немножко хоррора, чтобы с молодежью пообщаться и зацепить их, как говорится, за правильные струны. А дальше мы уже будем вести наше повествование», — выдал Юрий Кузнецов их коварный педагогический план. Он объяснил свою позицию тем, что не хотел бы видеть снисходительных улыбок на лицах зрителей, которым предназначен фильм в первую очередь.

Продюсер рассказал, что они рассчитывают снять еще шесть серий в рамках первого сезона: «Это нам под силу, техника позволяет, люди хотят, сценаристы готовы». От ярлыка «артхаус» он отказался решительно, а в разговоре о коммерческом потенциале фильма вспомнил «Ведьму из Блэр», снятую на коленке, при этом оглушительно выстрелившую в прокате, подтвердив, что если фильм принесет кассу, будут только рады.

Но главное — донести до целевой аудитории мысль. Сам Юрий Кузнецов сформулировал ее так: «Мы считаем, что молодые люди, которые будут смотреть этот фильм, постепенно начнут заряжаться позитивной творческой энергией, отвечающей современным стандартам. Будут задавать свои вопросы и получать в этом фильме некоторые ответы. Основной мессидж — все у вас в руках, ребята. Вам сейчас по 10, по 12 лет, но скоро нас не будет, и вы будете отвечать за все в нашей стране, в ваших семьях. Поэтому нам тоже хочется их немножко, как бы исподволь, не учить, но подсказать: что по нашему мнению хорошо, а что плохо. Как-то так».

— Как-то странно получается, «по вашему мнению». Что одному хорошо, то другому может быть плохо! Вот есть общечеловеческие ценности, по ним все понятно, — задел Кузнецова Константин Одегов.

— Общечеловеческие ценности сейчас в Европе одни, а в Российской Федерации другие, если вы знаете, — парировал тот.

И в пику ему Кузнецов, имеющий офис на Мосфильме, уверенно разметал грозовую тучу над знаменитой киностудией, заявив, что она не пустует, в павильоны не попадешь, съемки расписаны на месяцы вперед: «В очереди стоим!» Это же подтвердил и Урушев, рассказавший, что, к примеру, мосфильмовская студия, где рассчитывали провести съемку сцен с участием актера Дмитрия Дюжева, играющего роль Петра Первого, была занята аж до Нового года. В итоге сцены с Дмитрием снимали тоже в Тобольске, на 130-метровом хромакее. «Тобольск оказался достаточно удобной площадкой для этого!» — с удовольствием отметил Олег Александрович.

Тюменское кино попало в интернет-зависимость

Первым проблему тюменского кино четко сформулировал продюсер «Регион-Тюмени» Эдуард Улыбин, заметив, что его как производственника это смущает: «Кино действительно снимается, но тюменский зритель его не видит». По его словам, в их компании ситуация качественно иная. Снимается действительно большое количество документальных фильмов, в 2015 году — 22 полномасштабных проекта, в 2016 — 15, в 2017 — 20. И, самое главное, это кино показано зрителю. На существенной разнице между фильмами, снятыми телекомпанией и показанными на собственном канале, и кино, снятыми на собственные деньги и не имеющими налаженного канала распространения, внимание он акцентировать не стал.

Увлеченные историческими фактами, масштабными событиями и фигурами прошлого, режиссеры «Регион-Тюмени» Людмила Борисова, Вера Федорова и Марина Тугаринова согласились, что, конечно, отличаются от кинематографистов, но на протяжении многих лет любовно возделывают эту ниву особого публицистического телевизионного жанра — телевизионного документального фильма. В полном метре представлены Ремезов, Алябьев, Ершов, Менделеев — знаковые для Тюменской области исторические личности. Даже казненный князь Гагарин попал в число «экранизированных». Он плохо кончил, но масштаб личности никто не отменял.

Тюменское кино попало в интернет-зависимость

Людмила Борисова за себя и коллег отметила, что это просветительское телевидение. Таким образом полностью дистанцировалась от мнения и выбора зрителя, поскольку с позиции просветителя трудно расслышать просвещаемого. «Каким должно быть телевидение? Как сказал один из академиков, оно должно быть пушкинским, гражданским, христианским. Этому и стараемся следовать в своей работе. Во всяком случае я», — заключила Борисова.

Вера Федорова добавила, что знает, «документалисты не очень жалуют телевизионщиков, можно сказать, недолюбливают». «Но, тем не менее, мы делаем свою работу, делаем ее честно, открыто. Несмотря на трудности. Потому что среди вороха дел по обслуживанию канала — сделать сюжет, прямую линию и на трансляцию съездить — трудно найти время, чтобы вроде бы еще и кино снять».

А Марина Тугаринова по случаю проанонсировала новый просветительский фильм об известном в Тюмени священнике Всехсвятской церкви Красноцветове, погибшем в годы репрессий. 3 сентября он будет показан на канале «Культура». Хотя работа над фильмом еще идет.

Тюменское кино попало в интернет-зависимость

Об успехе у тюменских зрителей сериала «Кон-Тики-2. Утомленные ветром» уверенно заявила руководитель документальных и публицистических проектов холдинга «Сибинформбюро» Светлана Голякова. «Проекты, над которыми мы работаем, самые разные. Причем мы стараемся идти по пути не только реализации собственных идей, но и тех, что приходят извне, — рассказала она. — Один из самых удачных проектов, о путешествии на плотах по маршруту Тура Хеердала, премьера которого состоялась на телеканале этой весной, отнял у авторов полгода жизни. Перед этим еще полгода длилось легшее в его основу путешествие с участием тюменца Сергея Гольцова. Фильм хорошо прошел и собрал аудиторию».

Тягу к документалистике у тележурналистов она объяснила просто: «Это самый близкий информационному жанр, поэтому всех нас туда заносит. И совершенно правы коллеги, когда говорят, что кино и телевидение — это немножко разные форматы».

Ловко перебросив гипотетический микрофон Александру Петрушину, писателю, историку, краеведу, знающему многое о многом, если не все обо всем, она тем самым перевела беседу в совершенно другое русло, потому что ценителя исторической достоверности не очень-то интересовал вопрос о зрителях. Хотя он не преминул напомнить исторический рекорд — мексиканскую мелодраму «Есения», которую посмотрели 110 млн зрителей. «Но 10 миллионов — тоже немало, — утешил Александр Петрушин. — Но какой вопрос они зададут? Они спросят: было это или не было?!»

Александр Антонович напомнил спор вокруг фильма «28 панфиловцев» и то, какие страсти кипят сейчас вокруг «Матильды». «Было, не было? Все говорят: не видел, но все равно осуждаю. Но я-то видел немножко! — вытащил он козырную карту. — Последняя сцена — коронация и Ходынка, после которой Николай получил прозвище Кровавый. Учитель показывает, как мимо государя везут телеги с погибшими, тот падает на колени, кается и просит прощения. Хотя на самом-то деле в это время он был на балу у французского посла!»

Главный вопрос, который интересовал самого Петрушина: каким авторы фильма покажут Гагарина. «Тюменское телевидение его обласкало со всех сторон, но ведь за что-то Петр именным указом его казнил, причем так жестоко. В чем дело?» И тут же признался, что у него-то, конечно, есть версия.

Олег Урушев заверил присутствующих, что авторы фильма и не претендуют на историческую достоверность. Вместе с тем в «Тоболе» будут обозначены три существующие версии: проворовался, хотел создать государство в Сибири, метил на российский престол. «Вот Иванов написал, что Гагарин — дерзкий человек. Мы и хотели показать его дерзким. Таким, который может предпринять что-то экстраординарное. Да, он жил по принципу: победителей не судят. Многие и сегодня живут так», — объяснил продюсер.

Но, по его мнению, не это главное: «Мы хотели показать три мира — сибирский, европейский (Тобольск в то время был по сути маленькой Швецией) и азиатский. Как они относятся к чести, достоинству, любви и к родине. Вот фильм об этом».

Тюменское кино попало в интернет-зависимость

Пример добротного ремесла продемонстрировали представители студии «Мамонтов продакшн» — сам Роман Мамонтов и его коллега Анна Скорнякова, имеющие большой опыт тележурналистики. Видеостудия живет тем, что выполняет коммерческие съемки. При этом творчество — существенная составляющая их работы. Так, для продвижения бренда одной из тюменских гостиниц был снят скетч-сериал «Ресепшн». В этом случае работа оплачивалась заказчиком, а зрители бесплатно могли посмотреть результат, особенно со своим участием, в Интернете. Теперь у студии новый проект — спинофф «Такси в большом городе», родившийся во многом благодаря харизме исполнителя главной роли Артака Казаряна, известного тюменцам по участию в «Камеди баттле». Авторы надеются найти заинтересованные стороны, в том числе каналы, работающие на автомобильной тематике, кинотеатры, региональные каналы. Если проект окажется успешным, его смогут приобрести федеральные телеканалы. Кроме того, по словам Романа Мамонтова, им хотелось бы таким образом показать Тюмень — красивый развивающийся город. Сюжет позволяет это сделать, поскольку такси сможет побывать во всех его уголках.

Тюменское кино попало в интернет-зависимость

«Не очень разделяю тот оптимизм, который звучал, — скептически заявила Татьяна Топоркова, доцент отделения журналистики ТюмГУ, к которой Александр Новопашин обратился с глобальным итоговым вопросом: куда движется тюменское кино. — Что мы самые лучшие, самые первые, у нас тут самое большое, а тут — самое главное. Ну, верится не очень. Да, кино развивается, но по-прежнему остается проблема зрителя».

Она объяснила свой скепсис на примере журналистики: «Когда мы, журналисты, искали аудиторию старыми путями, через газету, через телеэкраны, то очень большую ее часть упустили, и все ушли в Интернет. И вот, предположим, ситуация: один человек, не имеющий ни продюсерского центра, ни рекламодателей, в одиночку снимает видео, которое набирает многомиллионные просмотры. Эта тенденция, мне кажется, сегодня подбирается к кинематографу тоже. Надо пойти этому навстречу».

Тюменское кино попало в интернет-зависимость

И тут в разговор вклинился молодой человек как раз их числа таких энтузиастов-самоучек. Тоболяк Алексей Никуленко, больше известный в Ютьюбе как Троян, за три месяца в Тобольске снял полнометражный художественный фильм «Братишка», этакий привет из 90-х, римейк фильма «Брат», но на местном материале, и даже выложил в Сеть трейлер, все как полагается.

Сам Алексей представился «местным подпольщиком», рассказал, что снимался в «Тоболе» сначала в безымянной массовке. Потом активного парня заметили и даже придумали его персонажу имя. Параллельно с этими съемками он работал над своим фильмом, снятым в современной стилистике.

«У нас играют пять профессиональных актеров из театра. Все забесплатно, за идею. Потому что у нас бюджета никакого не было. А остальные — любители, кто хотел проявить себя», — рассказал Алексей.

Тобольский журналист Вадим Калина так прокомментировал реакцию на «Братишку»: «Поскольку фильм недавно закончен и еще недоступен в Сети, немногие его посмотрели. Но у тех, кто видел, реакция бурная. Не знаю, сколько миллионов зрителей его посмотрит, но своего почитателя он найдет».

22 августа прошла презентация «Братишки». Теперь, по словам автора, кино показывают на городских площадках. Затем он появится в Интернете.

— В Интернете? — недоверчиво спросила Вера Федорова. — Вы знаете, в Интернете есть ролик — стоит мужик, держит рыбу и орет: «Я-я-язь!» Страшно популярен. Это благо? Что это?

— Хороший вопрос, — раздалось в зале.

— И хвастаться этим, о, у нас!!! Чем мы хвастаемся? — продолжала Федорова.

— Это интересно Тобольску, маленькому городу! — заступился Вадим Калина.

— Это твой резерв, забирай их! — провоцировала коллегу Татьяна Топоркова. — Отними их у этого… у Язя!

_Поняв, что, действительно, другого выхода не остается, как выхватывать у Язя отдельных рассеянных зрителей, участники круглого стола, тактично подгоняемые организаторами встречи, отправились на съемочную площадку «Тобола», посещение которой стало вишенкой в коктейле этого жаркого дня в Тобольске. Модератор Александр Новопашин еще в начале разговора заметил, что в подобном формате тюменские кинематографисты собираются впервые, и, как ожидается, не в последний раз. В пробном выяснении отношений ни один тюменский кинематографист не пострадал._

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!