Азбука, буквари разных эпох и книги - главные герои выставочного зала.
Третьеклассники одной из тюменских школ стали первыми посетителями выставки «От азбуки Бенуа до азбуки Окон РОСТа», открывшейся накануне в тюменском музее изобразительных искусств. Экспозиция тематическая и приурочена к Дню знаний. В нее вошли скульптуры, предметы изобразительного и прикладного искусства.
Взяв в руки букварь, первоклассник открывает для себя новый мир, а взрослые поностальгируют, глядя на выставленные экспонаты «самых счастливых и не очень» дней школьной жизни. Азбука, буквари разных эпох и книги — главные герои выставочного зала, отмечает куратор выставки, завотделом классического искусства музея ИЗО Оксана Костко.
«Человек читающий» — тема необъятная, поэтому куратор выставки ограничилась несколькими тематическими картинами из музейных фондов. В частности, картина «Монах-отшельник с книгой» неизвестного немецкого художника XVIII века демонстрирует приближенный к переднему краю холста внушительный талмуд, над которым склонилась изображенная по пояс фигура старца, увлеченного чтением. Естественный свет, падающий на книгу и читающего человека, тоже важен для художника.
«Перед нами выстраивается четкая логическая цепочка: Бог — это природа и человек, существующие вместе, — говорит Костко. — И только пребывая в гармонии с собой, своим духом, ты можешь прикоснуться к подлинным ценностям бытия. Для этого тебе требуется духовная пища, заключенная в книге. Вот почему она изображена на переднем плане и такая внушительная по размерам. Книга не пылится на полке, а востребована ежеминутно».
О картине «Юноша с книгой» работы немецкого мастера начала XIX века, по словам куратора выставки, музейным работникам известно немного, но сама трактовка образа позволяет предположить в нем натуру мечтательную, возвышенную, преисполненную внутренней красоты и душевного благородства. Взлохмаченные волосы говорят о том, что их потревожила рука, подпирающая голову в течение долгого времени, проведенного над книгой. Задумчивые черные глаза обращены вперед, но не на зрителя, а сквозь него, в туманные дали мечты.
«Букварь — это своеобразный ключ, открывающий тайну знания, прочтение и написание каждой буквы. Не случайно она имела собственное имя, а ее форма обладала важным значением. Например, буква „П“ означала „покой“, а буква „М“ („мыслите“) — напоминала зигзаг молнии, озарение мыслью», — утверждает Оксана Костко.
На выставке также представлены посуда Санкт-Петербургского фарфорового завода с изображениями персонажей Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц», тарелки и супница 20-х годов с символикой РСФСР, фигурки из моржовой кости, картина российского художника XVIII века Акима Корнеева «Отправление крестьянского мальчика в училище» и парные работы английского гравера Уильяма Бигга (1755−1828 г. г.) «Сборы в школу» и «Приезд детей на летние каникулы».
Но центральной фигурой выставки по праву стала «Советская азбука» — плакат в стиле Окон РОСТА, изданная в Екатеринбурге в 1921 году.