Dipol FM | 105,6 fm

Тюменским «куколкам» по паспорту 65 лет

Интересно, что на этом вечере не раз говорилось о звездных периодах театра. Какой фурор, например, произвел спектакль для взрослых по пьесе Горина…

В Тюмени стояло тепло, но занятия в школе еще не закончились. Двое — мальчик и девочка — сбежали с последнего урока, чтобы попасть на бесплатный сеанс в кино. Однако до кинотеатра добраться «огородами» (от педагогов!) не успели — на улице Дзержинского их перехватила милая пожилая дама и позвала посмотреть спектакль. В одном из домов по соседству с нынешним бизнес-центром уже сидели на стульчиках несколько ребятишек. В комнате один на другом стояли два стола, покрытые простынями. Спектакль оказался кукольным. «Колобок». Понравился ли он 11-летним ребятам? Сильно повзрослевшая Томочка говорит, что было занятно. Только есть очень хотелось. Шел 1946-й год. Кукольный театр в Тюмени непростой. Очень живой. Со своей судьбой, звездными годами и полосами стагнации. Начинал он именно так, как рассказала одна из первых его зрительниц, — с перчаточных самодельных кукол, нехитрых декораций и приспособленных помещений. Об этом вспоминали гости и хозяева праздника 21 марта (в Международный день кукольного театра) на вечере, посвященном 65-летию театра. Торжественные речи свели к минимуму — официальные «адреса» как-то не звучали в уютном зале «куколок». Проникновенным было, к примеру, выступление «нафталинной группы», как они себя отрекомендовали, — экс-председателя областного комитета по культуре Александра Шишкина, Владимира Волчека, возглавлявшего областной комитет по культуре в *советское время, и бывшего лидера профсоюза работников культуры Таисьи Дементьевой. Но до наступления букетно-поздравительного момента гостям устроили небольшое космическое путешествие по планетам кукол — тростевых, теневых и прочих. Полутьма зрительного зала располагает к размышлениям. Например, о встречах с удивительными актерами. Лично для меня знаковой стала встреча и многолетняя дружба с заслуженной актрисой Ниной Ивановной Вальтонс-Бабиной. Грустно, что ее уже нет с нами. Радостно, что оставленный ею в театральном искусстве след не стирается и не затаптывается. Еще вспоминались собственные походы в театр — с мамой, воспитательницей детского сада, учительницей. Много всего было насмотрено, но я точно знаю, с какого момента влюбилась в кукольный театр. Мы отправились классом на «Недоросля», гастрольный спектакль то ли Омска, то ли Томска (простите, тюменские «куколки»!). Огромные ростовые куклы с «прикрепленными» сзади артистами символизировали плохие персонажи. Хороших изображали просто люди. Из всех углов зала то тут, то там хрюкали пухлые куклы-свиньи. Было весело. Второе пришествие в театр кукол, вероятно, у всех складывается по одному сценарию — нас приводят туда собственные дети. И мы радуемся, что им интересно, радуемся своей новой встрече с детством. Любуемся красивыми переливами света на сцене (светография, на мой субъективный взгляд, очень сильное место в тюменском театре кукол и масок). Свет на сцене вообще выступает важным актером второго или еще какого-то плана. Но в театр мы приходим не только за ручку с детьми. Вот, например, в этот раз на юбилейном мероприятии зал был заполнен взрослыми людьми. И студентами. Они, как и полагается господам студентам, расположились на галерке, хохотали над удачными шутками ведущих, вполне симпатичными пиратами, которые украли руководителя театра Василия Пустыльникова, над бодро летающей космической кастрюлей. Судя по реакции зала, многим зрителям в постановке больше всего понравился момент с теневыми куклами, где сильный персонаж «директор» победил злого дракона «кризис» и спас прекрасную и очень хорошую актрису. И всем стало «холесе», как сказал китаец, представляющий мини-пьесу. Позже в приветственном слове глава областного департамента культуры Евгений Негинский верно подметит, что сегодня действительно всем было «холесе» — от увиденного, от ощущения сопричастности к доброму искусству, где уйма веселых и умных людей старательно играют в куклы всю свою жизнь. Или почти всю. Интересно, что на этом вечере не раз говорилось о звездных периодах театра. Какой фурор, например, произвел спектакль для взрослых по пьесе Горина «Забыть Герострата». Период актера Станислава Железкина, режиссеров Анатолия Тучкова, Михаила Хусида был столь мощным, что театр кукол занимал в Тюмени главенствующее место. Билеты уходили влет, их «доставали».Плодотворными для театра кукол оказались и годы Ирины и Сергея Кузиных. Многие ностальгируют по их удивительным постановкам — «Лысой певице» по пьесе Ионеско, «Принцессе Брамбилле» по Гофману, гоголевской «Женитьбе». Хочется верить, что сейчас театр идет на очередной подъем. Главный режиссер Сергей Грязнов и главный художник театра Сергей Перепелкин — отличный тандем двух творческих Сергеев. Само собой, существует дуэт не в космической кастрюле безвоздушного пространства театральной галактики, а вкупе с творческим и техническим коллективом, где каждый — личность. Было бы, конечно, здорово, если бы директор театра Василий Пустыльников победил злодея-кризис так же легко, как его теневой образ на ширме. Наверняка так и будет, правда, тоже не в одиночку. «Куколки» — они сильные.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!