Выставка мысленно разделена на три блока: картины войны, портреты военных людей и мирный образ прифронтовой жизни.
Более 200 графических рисунков представлено на открывшейся в Тюмени выставке «Дорогами войны. Из солдатского альбома», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
По словам куратора выставки Натальи Сезевой, камерный выставочный проект необычен и не показывался зрителям последнее десятилетие. Его цель — показать войну глазами художника-фронтовика. Материалы из музейных фондов позволили охватить их творчество за все годы войны.
Осмысление художниками темы Победы пришло несколько позднее, и многие полотна созданы после войны. А здесь представлена необычная выставка — фронтовые дневники в рисунках.
В основу выставки легли работы московского художника Гиршона Кравцова, но представлены и рисунки наших тюменских графиков: Вениамина Барышева, Степана Лопатина, Ивана Котовщикова и Александра Мурычева. Это старейшие мастера, стоявшие у истоков создания профессионального искусства в нашем крае. С началом войны они добровольцами отправились на фронт и прошли всеми дорогами войны.
Кравцов привез с фронта не только ордена и медали, но и огромный изобразительный архив, насчитывающий около 400 фронтовых рисунков. В отличие от него тюменские художники представлены небольшими коллекциями рисунков — по 4−10 работ военного времени.
В 1970-е годы часть работ Кравцова поступила в фонды Тюменского музея изобразительных искусств. Чуть позже наши музейные работники встречались с вдовой художника, которая передала им фронтовые письма мужа и несколько документов.
В музее собрана очень большая коллекция этого первоклассного художника. До войны он учился у классика современной графики Владимира Фаворского, а после войны у него сложилась неплохая творческая судьба — работал в издательствах и известен как график и иллюстратор.
По всему периметру помещения выставлены письма и фотографии художников, а в центре установлен артобъект — аскетичный набор мебели военного времени: репродуктор, этажерка, стул, письма с фронта, шкатулки, самодельный чемодан, рамочки с фото. Что в какой-то мере позволяет зрителям почувствовать атмосферу того времени.
Выставка мысленно разделена на три блока: картины войны, портреты военных людей и мирный образ прифронтовой жизни. Рисунки предназначены не только для просмотра, но и для вчитывания в надписи. Особо трогает душу еле уловимая надпись на незаконченном портрете бойца Мулинкова, погибшего после очередной атаки -«убит». Порой приписки в углах волнуют зрителя больше, чем сами рисунки.
Тема войны проходит через все пространство выставки. На листочках зарисовки из небольшого солдатского альбома: «Солдат-письмоносец Гусев» в длинной не по росту шинели или набросок сарая с небольшим домишкой под Смоленском с подписью: «Все, что осталось от большой деревни».
Гиршон Кравцов писал жене в 1943-м: «Фронтовая жизнь была настоящей школой для художника. Нельзя было придаваться мечтательности и лени. Жизнь заставляла работать бешено, вырабатывалась собранность, оттачивался глаз и штрих. Работать приходилось на ходу, все время в дороге, а вокруг такая замечательная природа, что как бы ты ни был занят, взгляд останавливается на всем этом».
А отправляясь на фронт уже зрелым, не призывного возраста человеком, тюменский художник Вениамин Барышев хотел посмотреть мир и на войне писал улочки освобожденных от фашистов городов.