Dipol FM | 105,6 fm

Тюменская область: новые векторы развития

Юг области, Югра и Ямал обозначили новые векторы развития.

_Большая Тюмень — юг области, Ямал и Югра — наметила векторы совместного развития в ходе совещания 4 апреля глав трех регионов в Ханты-Мансийске. Встреча была приурочена к 20-летию думы автономного округа. В центре внимания оказались вопросы реализация транспортных инфраструктурных объектов, улучшение жилищных условий населения, мероприятия по сохранению биоресурсов Обь-Иртышского бассейна._

20 лет парламентаризма

Прежде, чем перейти к обсуждению повестки, губернаторы отметили неоценимый вклад региональных парламентариев в развитие территорий. «Прошедшие 20 лет были непростыми в жизни регионов. От хаоса 1990-х годов мы перешли к четко выстроенной и понятной системе создания нормативных актов на территории всей нашей страны. «Наши три региона отличает от других то, что какие бы новые задачи и проблемы не стояли перед нами, какие бы споры не возникали, мы никогда не видели ярко выраженных конфликтов между законодательной и исполнительной властью. Благодаря этому территории достигают успехов как в политических, так и в экономических вопросах», — подчеркнул губернатор Тюменской области [Владимир Якушев](/thesaurus/256 998).

Его мнение разделил глава ЯНАО [Дмитрий Кобылкин](/thesaurus/196 722). «Мы стали настолько родными субъектами, что у нас хорошо получается принимать единые важные для каждого региона решения. Один из ярких показателей — программа „Сотрудничество“, направленная на решение глобальных задач в каждой территории», — подчеркнул он.

В свою очередь губернатор Югры [Наталья Комарова](/thesaurus/44 437) сказала, что апрель 1994 года стал настоящей весной демократии и строительства регионального парламентаризма. На протяжении последующих двух десятков лет регионы росли, крепли и расширяли сотрудничество. «В следующее десятилетие этот опыт соседства будет также востребован. Это очевидно», — считает она.

Рельсы для инноваций

Предваряя выступление своего первого заместителя Александра Кима о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития ХМАО до 2020 года, [Наталья Комарова](/thesaurus/44 437) подчеркнула, что инфраструктурные проекты Югры выступают не только мостом из сегодняшнего дня в будущее, но и мостом между регионами.

Глава округа предложила актуализировать соглашение «О сотрудничестве в развитии транспортной инфраструктуры» и «расширить предусмотренные в нем направления сотрудничества с учетом измененных в настоящее время обстоятельств». Напомним, документ был заключен еще в 1998 году между Югрой, Ямалом, Тюменской областью, Томской областью, Республикой Коми, Свердловской областью и профильным федеральным ведомством. Его появление предварила разработка «Концепции строительства магистральных автомобильных дорог в Западно-Сибирском регионе».

Переходя непосредственно к стратегии развития округа, Александр Ким отметил, что ключевыми элементами ее реализации на ближайшие годы станут ориентация на инновации, человеческий капитал и сохранение экологического баланса.

Одной из главных отраслей, где повысится роль технологий, безусловно, останется нефтедобыча. Плановое снижение извлекаемой нефти будет стимулировать компании вкладывать инвестиции в новые долгосрочные проекты, прежде всего, в продолжение освоения Баженовской свиты, считает Александр Ким. В 2013 году из пород бажена уже было добыто 735 тысяч тонн, что на 35% превышает показать 2012 года. Всего же официальные ресурсы месторождений «трудной» нефти оцениваются в 11 миллиардов тонн.

Устойчивое развитие экономики требует не только диверсификации ТЭКа, но развития инфраструктуры. Согласно «Стратегии 2030», главные приоритеты — повышение транспортной доступности, строительство жилья, детских садов и других инфраструктурных объектов, подготовка инженерных коммуникаций для инвесторов. «В среднесрочной перспективе мы будем ежегодно выделять около четырех миллиардов рублей на развитие региональной сети дорог, около двух миллиардов рублей — на строительство и реконструкцию дорог местного значения», — уточнил Александр Ким.

Так, в рамках реализации стратегии развития округа запланировано строительство новой железнодорожной линии Полуночная — Обская — Салехард, протяженностью 856 километров. «В конце 2009 года была завершена разработка проектной документации по железнодорожной линии, получено положительное заключение госэкспертизы. Однако ввиду того, что прогнозные объемы полезных ископаемых, которые должны были наполнить базу на участке Полуночная — Обская, подтверждены не были, финансирование комплексного плана по развитию минерально-сырьевой базы „Урал промышленный — Урал Полярный“ на 2010−2015 годы было приостановлено», — пояснил заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Дмитрий Шаповал.

В настоящее время реализация проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» включена в концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года и будет осуществляться поэтапно, подчеркнул он. Первый этап, запланированный на 2011−2014 годы, подразумевает формирование Северного широтного хода. Он соединит северную железную дорогу в районе станции Обская со Свердловской железной дорогой в районе станции Коротчаево. Это обеспечит кратчайший транзит углеводородов в западном направлении и грузов, необходимых для освоения газоконденсатных и нефтяных месторождений, в восточном направлении.

На втором этапе предусмотрена корректировка проекта Полуночная — Обская с последующим строительством железной дороги. При этом перспективы Приполярного и Северного Урала не исчерпываются уже известными месторождениями, подчеркнул Дмитрий Шаповал. Оценочная стоимость основных видов минерального сырья региона составляет сотни миллиардов долларов. Это предполагает принципиальную целесообразность развития минерально-сырьевой базы северной части Урала и создания на ее основе горнодобывающих комплексов для обеспечения сырьем предприятий Среднего и Южного Урала. Железная дорога — главный ключ к освоению этих месторождений.

Не менее важным считает он и развитие автотранспортных коридоров. Так, на сегодняшний день существующий мостовой переход через реку Обь в районе Сургута, исчерпал свои резервы в силу возрастающего количества проходящих машин. Строительство нового моста займет не менее 6−7 лет. Транспортные потоки будет увеличиваться, тем самым все больше и больше загружая существующие мощности и ограничивая социально-экономическое развитие региона.

«Для сохранения моста необходимо исключить тяжелый и крупногабаритный транспорт и „переключить“ его на другой мостовой переход. По нашим оценкам стоимость проекта составит 32 млрд рублей. Предполагаемая протяженность второго мостового перехода с подходами — 44,5 километра, в том числе мост через Обь длиной 1,56 километра», — рассказал Дмитрий Шаповал.

Строительство мостового перехода через Обь в Октябрьском районе требует и формирующаяся магистральная дорога Тюмень — Урай — Нягань — Белоярский — Надым. Протяженность моста составляет 23 километра, длина моста через реку Обь — 2,1 километра. Оценочная стоимость строительства — 23 миллиарда рублей.

«Ввод в эксплуатацию и надежное функционирование двух новых мостовых переходов через Обь обеспечат свободное перемещение, особенно актуальное для жителей Югры и Ямала в летний период», — добавил Дмитрий Шаповал. Не менее приоритетным, по его словам, является формирование Северного широтного коридора Пермь — Серов — Ханты-Мансийск — Сургут — Нижневартовск — Томск. Строительство мостового перехода через реку Вах на автомобильной дороге Нижневартовск-Стрежевой ведется с 2009 года. Для жителей северных территорий Томской области промысловая дорога является единственным выходом к основным транспортным магистралям Сибири — железнодорожной станции и аэропорту Нижневартовска, федеральной автотрассе Тюмень — Ханты-Мансийск. Строительство трассы завершится в 4 квартале 2014 года.

«Строительство объектов транспортной инфраструктуры в Югре может оказать существенное влияние на социальную сферу, в значительной мере стимулировать развитие экономики, повысить инвестиционную привлекательность как крупного экономического региона, так и страны в целом», — резюмировал Дмитрий Шаповал.

Есть спрос

Помимо развития инфраструктуры еще одной точкой совместного приложения усилий может стать программа по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним областей. В ближайшее время программа может быть расширена, соответствующие предложения сделал губернатор Тюменской области [Владимир Якушев](/thesaurus/256 998). Он подчеркнул, что ранее с реализацией программы были определённые сложности. Тюмень, куда стремится переехать большая часть югорчан и ямальцев, была окружена федеральными землями. «За последнее время мы получили около 1 млн гектар земли вокруг Тюмени, которые были переведены из федеральной собственности и проданы с аукционов конкретным застройщикам, либо переведены в собственность субъекта. Мы можем сформулировать четкие предложения нашим северным округам по разработке полноценной программы переселения жителей с севера на юг области. Финансовым инструментом для этого может быть программа „Сотрудничество“. Возможность переезда северян на юг Тюменской области теперь стала реальностью», — отмечал ранее, выступая в прямом эфире программы «Час с губернатором» [Владимир Якушев](/thesaurus/256 998).

Он подчеркнул, что Тюмень интересна северянам. Только за 2013 год миграция в Тюменскую область составила 17 тыс. человек. Из них чуть больше 8 тысяч — жители Ямала и Югры, которые переехали в регион на постоянное место жительства.

В свою очередь, губернатор Югры [Наталья Комарова](/thesaurus/44 437), выступая на брифинге по итогам совещания, пояснила, что в 2014 году планируется увеличить финансирование по программе «Сотрудничество» на переселение жителей Югры, желающих проживать на юге Тюменской области. Дополнительно будет выделено более 1 млрд рублей. Она напомнила, что в отличие от Ямала, Югра использует другой механизм реализации программы. «Наши жители ищут себе подходящий вариант жилья на территории Тюменской области. Затем предоставляют нам все необходимые документы, а мы выделяем дотацию. Пока такой механизм реализации программы переселения работает достаточно эффективно», — подчеркнула [Наталья Комарова](/thesaurus/44 437).

По информации куратора строительного блока Дмитрия Шаповала, сегодня общее число желающих получить субсидию на переселение из ХМАО превышает 7,1 тыс. человек. Всего, начиная с 2011 года, субсидию получили 689 семей, на эти цели было направлено около 1,14 млрд рублей при среднем размере выплат в 1,7 млн рублей.

Сохранить и приумножить

Еще одним стратегическим направлением сотрудничества трех регионов станет сохранение и приумножение биоресурсов Обь-Иртышского бассейна. На сегодняшний день это важнейший рыбопромысловой район России. Как отметил заместитель губернатора ХМАО Сергей Полукеев, 42% озерного фонда сконцентрировано на Ямале, 38% в Югре, 20% приходится на Тюменскую область. Основная часть речного фонда также сосредоточена в ЯНАО — 56%, 30% - в ХМАО и 14% - на юге региона. «Несмотря на довольно серьезные природные богатства, есть ряд факторов, влияющих на сокращение водных биологических ресурсов. Это, прежде всего, техногенные нагрузки и банальное браконьерство», — пояснил Сергей Полукеев.

В настоящее время на территории трех субъектов действует четыре рыбоводных предприятия — это Абалакский рыбоводный завод, Тобольский региональный рыбопитомник, рыбоводное хозяйство «Волковское» и Тюменский рыбопитомник. Однако существующие производственные мощности по искусственному воспроизводству ценных видов рыб не позволяют переломить негативную тенденцию по сокращению общих водных биологических ресурсов. Госзаказ на выпуск в Обь-Иртышский бассейн молоди муксуна в 2013 году составил всего около 3 млн экземпляров. По данным Госрыбцентра, это всего 5% от потребности, составляющей 55 млн экземпляров. «Этот пример демонстрирует реальную потребность ввода на территории Обь-Иртышского бассейна дополнительных мощностей по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов», — подчеркнул Сергей Полукеев.

В этой связи в 2010 году в Ханты-Мансийске в целях воспроизводства особо ценных видов водных ресурсов для Обь-Иртышского бассейна началось строительство рыбоводного завода. В начале 2016 года полная проектная мощность по молоди осетра составит 2,5 млн экземпляров, 35 млн — муксуна, по 5 млн — нельмы и пеляди.

Не менее значимый проект сегодня реализуется на Ямале — строительство Харпского рыбоводного завода и Центра холодноводной аквакультуры на оз. Волково в Тюменской области. Но и этих мощностей недостаточно. В складывающейся ситуации необходимо объединение усилий властей региона, научных организаций, хозяйственных субъектов по скорейшему выводу рыбоводных объектов на полную мощность, что приведет к увеличению производства молоди сиговых рыб до 90 млн экземпляров.

Единым инструментом в этой работе стало соглашение между правительствами Югры, Ямала, Тюменской области и администрацией Томской области по взаимодействую в сфере сохранения экологии и приумножения водных ресурсов Обь-Иртышского рыбохозяйственного бассейна. Стороны обязались проводить единую природоохранную политику, осуществлять комплекс мероприятий по сохранению, разнообразию и восстановлению численности ценных водных ресурсов, а также минимизировать негативное воздействие на среду их обитания.

«Предлагаем создать в рамках соглашения межрегиональную рабочую группу с широким привлечением экспертов. Разработать дорожную карту реализации соглашения. Одним из основных мероприятий должна стать программа по восстановлению популяции ценных рыб с акцентом на выращивание маточного стада, а также создание мощностей по инкубации и подбору водоемов-питомников пойменной системы в средней Оби. Вся технология должна быть соблюдена, а реализация мероприятий дорожной карты должно носить слаженный, системный характер», — отметил Сергей Пулукеев. Он добавил, что для объединения усилий субъектов России по сохранению водных биологических ресурсов в Обь-Иртышском бассейне следует рассмотреть вариант создания рыбоводного кластера.

«Сегодня мы подходим к этапу, когда молодь можно выпускать, — отметил на брифинге губернатор Тюменской области [Владимир Якушев](/thesaurus/256 998). — Поголовье ценных пород восстанавливается. Поддержание численности популяций сиговых и осетровых видов рыб Обь-Иртышского бассейна — задача, с которой по силам справиться Тюменской области, Югре и Ямалу».

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменские каратисты привезли медали всероссийских и международных стартов
Тюменские каратисты привезли медали всероссийских и международных стартов
Соревнования прошли в Казани.
#карате
#спорт
#соревнования
#медали
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
В Тюменской области река Тура поднялась до 334 см, Тобол – до 449 см, Ишим – до 892 см
В Тюменской области река Тура поднялась до 334 см, Тобол – до 449 см, Ишим – до 892 см
Оперативные данные на вечер 17 апреля.
#паводок
#эвакуация
#реки
#Ишим
#Тобол
#Иртыш
#Тура
#Тюмень
#Тюменская область
#новости Тюмени
В Тюмени осудят водителя автобуса, сбившего подростка на улице Республики
В Тюмени осудят водителя автобуса, сбившего подростка на улице Республики
Устроивший ДТП выплатил компенсацию морального вреда.
#прокуратура
#суд
#ДТП
#пострадавший
#подросток
#Тюмень
#новости Тюмени
В Упоровском районе проходит эвакуация жителей из-за паводка
В Упоровском районе проходит эвакуация жителей из-за паводка
Здесь ожидается подтопление.
#эвакуация
#паводок
#Упоровский район
#Тюменская область
В Тюмени внук украл две норковые шубы у бабушки, чтобы пропить
В Тюмени внук украл две норковые шубы у бабушки, чтобы пропить
Ему грозит до пяти лет тюрьмы.
#МВД
#уголовное дело
#кража
#бабушки
#внуки
#Тюмень
#новости Тюмени