Ретроспективная фотовыставка в библиотеке института культуры продлится до 15 мая.
Шедевры старинной фотографии до 15 мая показывает научная библиотека института культуры — в рамках культурно-образовательного проекта «Художественная выставка в библиотеке».
Библиотекари и раввин тюменской синагоги Игорь Варкин, предоставивший для экспозиции фотографии, решили организовать цикл выставок «Старый фотограф», посвященных деятельности тюменских фотохудожников конца XIX — начала XX веков. Первым героем стал Исай Кадыш — сын омского фотографа Иуды Кадыша.
«Фотографическое ателье И. Кадыша в Тюмени» (на углу улиц Царской и Войновской) просуществовало с 1890 до 1908 года. Исай Кадыш специализировался на семейных и персональных фотопортретах. Его клиентами были семьи известных тюменских купцов — Гилевы, Колокольниковы, Жернаковы.
«Это была идея Игоря Варкина: чтобы библиотека показывала не всю большую выставку старинных фотографий сразу, а персональную — каждого фотографа», — говорит куратор выставки, сотрудник библиотеки Людмила Кайгородова.
Большая выставка, к слову состоялась уже дважды: в первый раз открылась в Тобольске, во второй — в Тюменском музее изобразительных искусств. Тогда Игорь Варкин впервые отметил, что портреты, сделанные в конце XIX — начале XX века, завораживают сегодняшних зрителей. Они отмечают и красоту людей прошлого, и их удивительное умиротворение, и некую загадку в глазах дам — будто они все сплошь Джоконды.
«Изначально выставка „Старый фотограф“ насчитывала около двух сотен фотографий, а мы могли показать еще больше, — рассказывает Игорь Варкин. — Нельзя сказать, что мы не видим старых снимков. Они крутятся в нашем сегодняшнем культурном пространстве: в музеях, специальной литературе. Но вот в чем дело: до возникновения таких проектов, как „Старый фотограф“, людям показывали содержание фотографий — что на ней изображено, кто. А вот о том, кто это сделал, кто стоял по ту сторону фотоаппарата, мы задумываемся редко. Прелесть старых снимков — в их тотальной ответственности. В том смысле, что каждый фотограф под фотографией подписывался».
Отсюда возникла идея показать уже известную выставку другим боком: как людей прошлого видел конкретный мастер — Исай Кадыш. Благо, что материала для экспозиции оказалось предостаточно: Варкин и его товарищи нашли ресурс, из которого еще никто толком не черпал.
«Как выяснилось, этого драгоценного материала сохранилось очень много, — рассказывает раввин. — В фондах музеев, где они пылились невостребованные и порой плохо разобранные. В частных коллекциях и в семейных архивах. Сейчас как раз уходит то поколение, которое хранило эти снимки. От бабушек, которые приходили ко мне и приносили пачки фотографий, я слышал такое: „Из молодых в моей семье никто этим не интересуется. Может, потом это к ним придет. Но тогда уже я не смогу им ничего рассказать“. Поэтому мы брали эти снимки, сканировали их, оригиналы возвращали владельцам».
Увеличив старые снимки, организаторы получили тот самый потрясающий и неожиданный для них самих эффект: с увеличенных портретов люди вдруг начали смотреть, как живые.