Dipol FM | 105,6 fm

Топ-10 достижений тюменской науки и техники

К юбилею региона мы постарались выбрать самые ключевые достижения региональной науки и техники, известные далеко за ее пределами.

К семидесятилетнему юбилею Тюменской области мы постарались выбрать самые ключевые достижения региональной науки, известные далеко за ее пределами. Одним словом в ТОП-10 вошли достижения тюменских ученых, конструкторов, геологов, профессионалов своего дела, кто так или иначе, поспособствовал тому, чтобы Тюменская область громко заявила о себе на весь мир.

Составляя перечень, мы ориентировались на реально внедренные разработки и технологии.

Первый президент Академии наук новой России
===========================================

Топ-10 достижений тюменской науки и техники

Тоболяк, математик Юрий Осипов — первый президент Российской академии наук. Автор более 170 опубликованных научных работ, почетный редактор международного журнала Nоnlinеаr Wоrld. Будучи талантливым ученым-теоретиком, многие годы был связан с созданием образцов новой техники. Выполнил цикл исследований по плавности и устойчивости движения транспортных средств специального назначения, на основании которых при его участии были сконструированы и внедрены в серийное производство регулируемая пневматическая подвеска и опорно-сцепные устройства принципиально нового типа, обеспечившие требуемые характеристики движений.

> За свои труды по математике Осипов получил ряд наград, в том числе государственную премию России в области науки и техники. Он также награжден Золотой медалью имени Леонарда Эйлера и золотой медалью имени Альберта Эйнштейна.

Осипов — почетный доктор Бар-Иланского университета (Израиль) и почетным доктором Университета Сантьяго (Чили). Ученый участвует в работе Всемирной академии искусств и наук и входит в Американское математическое общество. Награжден орденами Офицера и Командора Почетного легиона (Франция), Командора Польской Республики, Ярослава Мудрого и «За заслуги перед Отечеством» (Украина), Орденом Дружбы (Вьетнам), «За заслуги перед Итальянской Республикой» степени Гранд-офицера.

Крылатый танк
=============

Топ-10 достижений тюменской науки и техники

В годы Великой Отечественной войны в Тюмени на территории, где ныне располагаются здание Тюменской областной Думы и Центральная площадь, находился эвакуированный авиационный завод. Там для нужд фронта выпускали десантные планеры А-7 известного авиаконструктора Олега Антонова. В 1942 году был испытан планер, созданный для переброски легкого танка Т-60. Планеры серии КТ («Крылья танка») предполагалось буксировать по воздуху тяжелыми бомбардировщиками.

Нефтепятновыводитель
====================

Топ-10 достижений тюменской науки и техники

22 апреля 2010 года В Мексиканском заливе произошла первая по своим масштабам «нефтяная» катастрофа в истории человечества. Управляемая компанией BP нефтяная платформа в Мексиканском заливе затонула после 36-часового пожара, последовавшего вслед за мощным взрывом. Нефтяное пятно достигло побережья штатов Луизиана, Флориды, Алабамы и Миссисипи. Американские компании рассмотрели десятки тысяч предложений по ликвидации последствий аварии, но наиболее действенными и эффективными были признаны научные разработки российских ученых из Тюмени. В течение года «НИИ экологии и рационального использования природных ресурсов» проводило работы по ликвидации аварийного нефтяного разлива, переработке нефтяных отходов и очистке береговых территорий. Технология, обеспечившая компании успех, заключается в применении иммобилизованных бактерий (микроорганизмов), которые и поедают нефтяные загрязнения, очищая таким образом поверхность воды. В настоящее время все работы завершены.

Большой Уренгой
===============

Топ-10 достижений тюменской науки и техники

6 июня 1966 года на севере Тюменской области было открыто третье в мире по величине пластовых запасов нефтегазоконденсатное месторождение Уренгойское. Разведочная скважина Р-2, пробуренная бригадой бурового мастера Владимира Полупанова, дала мощный фонтан газа и ознаменовала открытие уникального по структуре и запасам, оценивающимся в 10 трлн кубометров, газового гиганта.

Добыча на месторождении началась в 1978 году. Спустя три года были добыты первые сто млрд кубометров природного газа. И уже с января 1984 года голубое топливо с Уренгойского месторождения начали экспортировать в Западную Европу. Свыше тридцати лет месторождение разрабатывает ООО «Газпром добыча Уренгой».

> За это время из недр Большого Уренгоя добыто более 6 триллионов газа.

Сегодня общий фонд скважин предприятия составляет более 3000, но особое место среди них занимает самая первая — Р-2.

Самотлор
========

Топ-10 достижений тюменской науки и техники

Самотлорское нефтяное месторождение — крупнейшее в России и 6-е по размеру в мире было открыто в 1965 году. 22 июня из разведочной скважины ударил фонтан небывалой мощности — более тысячи тонн нефти в сутки. Внутрипластовое давление было столь высоким, а нефть рвалась из глубин с такой силой, что нагревались даже стальные трубы. Освоение Самотлора проходило в сложных климатических условиях: на многие километры месторождение окружали непроходимые болота. Зимой геологи пробирались к нему на лыжах. Опыта эксплуатации месторождений на болоте в мировой практике на тот момент не было. Рассматривались два варианта: осушить озеро-болото или построить на нём эстакады и бурить с площадок, как на морских нефтепромыслах в Баку. В результате было решено создавать промысел прямо на озере-болоте, отсыпая искусственные острова для буровых вышек. Бурение первой эксплуатационной скважины на Самотлоре началось зимой 1968 года. В 1981 году была добыта миллиардная тонна нефти.

> **Пик добычи нефти — около 150 млн тонн в год пришёлся на начало 1980-х годов.
Всего за годы эксплуатации месторождения на нём было пробурено 16 тыс. 700 скважин, добыто более 2,3 млрд тонн нефти.**

В настоящее время разработку основной части месторождения ведёт предприятие НК «Роснефть» — ОАО «Самотлорнефтегаз». По итогам 2013 года добыто свыше 22 млн тонн нефти.

Самолет-гибрид
==============

Топ-10 достижений тюменской науки и техники

20 лет назад тюменский ученый разработал универсальный, не знающий мировых аналогов летательный аппарат-гибрид, имеющий свойства самолета, вертолета, дирижабля и судна на воздушной подушке. Детише доктора технических наук Александра Филимонова получило название «Бэлла». Первые испытания прошли в 1990-х годах. Самолет, внешне напоминающий летающую тарелку, на глазах многочисленных свидетелей взмыл в воздух с рыхлого снежного поля в окрестностях Тюмени. Разбег был коротким, причем против ветра, однако судно вело себя послушно, показало хорошую устойчивость. Не менее успешно прошли испытания и на Туре.

Однако отсутствие эффективного механизма внедрения инновационных проектов не позволило пока довести разработку до серийного производства. В 2012 году Европейская комиссия выделила более 700 тысяч евро для проверки концепции грузового самолета безаэродромного базирования «Бэлла». В настоящее время Англия, Германия и Латвия уже подготовили свои отчеты, где высоко оценили не только сам летательный аппарат, но и перспективы его базирования на европейских аэродромах.
Вполне вероятно, что следующим шагом может стать серийное производство гибридного самолета.

Криософия
=========

Топ-10 достижений тюменской науки и техники

Владимир Мельников — единственный в Тюменской области академик РАН, ученый с мировым именем в области мерзлотоведения, геофизики криолитозоны и геоэкологии. Автор и соавтор более 250 научных работ, в том числе 11 монографий и 21 изобретения. Мельников создатель нового философского направления в онтологии — криософии. Суть криософии в осмыслении роли холодной материи в постоянно меняющемся универсуме, изучение фундаментальных свойств и проявлений криосферы.

> По инициативе и при непосредственном участии тюменского академика разрабатывается концепция криосферы Земли, как среды жизнеобеспечения. Новой страницей в междисциплинарных исследованиях стали криогенные регистраторы событий при археологических раскопках древних курганов Горного Алтая и Монголии.

Научные заслуги Владимира Мельникова получили признание зарубежных коллег, избравших его в 2000 году членом-корреспондентом Королевской академии наук Бельгии. Начиная с 1998 года на протяжении 10 лет он входил в руководство Международной ассоциации по мерзлотоведению (IPA). Доверенное лицо президента РФ Владимира Путина.

Белый хакер
===========

Топ-10 достижений тюменской науки и техники

Студенту института математики и компьютерных наук Тюменского госуниверситета Сергею Глазунову потребовалось всего несколько минут, чтобы взломать систему безопасности последней версии браузера Google Chrome. За победу в соревновании для хакеров Pwnium, организованном компанией Google и прошедших в канадском Ванкувере в 2012 году, тюменский программист получил 60 тысяч долларов.

Глазунов обнаружил критическую уязвимость, связанную с UXSS-атакой. Заданием конкурса был взлом Google Chrome, установленного на 64-битной Windows 7, оборудованной всеми новейшими защитными обновлениями. Российский студент обошел ограничения изолированной среды (песочницы) и выполнил произвольный код в среде Google Chrome, тем самым получив полный доступ к файлам, хранящимся на компьютере. Найденная российским хакером угроза была устранена в течение суток.

Ранее Глазунов уже получал призовые деньги от Google. В январе 2011 года компания выплатила взломщику около трех тысяч долларов за обнаружение серьезной ошибки в Chrome, связанной с обработкой речи.

Тюменский болид
===============

Топ-10 достижений тюменской науки и техники

Проект «Formula Neftegaz» стартовал в 2012 года как основа создания рабочей модели проекта «Formula Student» — международного студенческого соревнования, в котором команды ВУЗом из разных стран самостоятельно проектируют и строят свой спортивный болид. Соревнование основано в 1978 году и сегодня проходит в Германии, США, Великобритании, Испании, Венгрии, Австрии, Южной Корее, Бразилии, Италии, Австралии, Мексике, Индии, Японии, Южной Африке.

Свой болид тюменская команда построила в кратчайшие сроки, следуя студенческой традиции оставлять подготовку курсовых, зачетов, экзаменов на последнюю ночь. В том же авральном режиме работали и все предприятия, которые согласились помочь начинающим инженерам.

> 80% деталей были изготовлены студентами и тюменским заводами — партнерами по предоставленным им чертежам.

До участия в тестовых испытаниях автомобиль был проверен в московском институте МАМИ и испытан на полигоне. Пилоту Сергею Луговцеву не давали разгоняться выше 80 км в час, просто не знали, как поведет себя болид. Однако на всемирных инженерных соревнованиях Formula Student — 2013 в Италии ребята разогнали болид до 220 км в час, чем заслужили признание единомышленников. В этом году команда Formula Neftegaz примет участие в соревнованиях, которые пройдут в 5 странах: Великобритании, Германии, Австрии, Италии и Венгрии, где представит принципиально новый болид. Для облегчения конструкции за основу взята алюминиевая рама, карбоновый обвес выполнен из углеволокна. В России его производит только один завод. Ребята год вели переговоры, чтобы получить этот материал. Также полностью переделан весь педальный узел: сцепление, тормозная система. Прочитана эргономика и аэродинамику аппарата.

Авиационные двигатели для оборонки
==================================

Топ-10 достижений тюменской науки и техники

Завод «Тюменские моторостроители» начал работу в 1963 году. Изначально специализацией моторного завода было производство компрессорных рабочих лопаток для ремонта двигателей АМ-5А, использовавшихся на самолетах типа Як-25 и других моделях. Ежегодно Тюменский завод производил до 400 тысяч таких лопаток - потребителями продукции были ремонтные базы военно-воздушных сил. Продукция отличалась высочайшим качеством и надежностью в работе.

> Тюменский моторный завод производил подъемно — маршевые двигатели для палубных самолетов Як-38 и Як-38М, которые находились на крупнейших авианосцах ВМФ, а также форсажные трубы и камеры сгорания самолетов Су-20, Су-24, МиГ-29. Предприятие производило ракетные двигатели для различных комплексов — противоракетных, противовоздушных, противокорабельных — а также для крылатых ракет, двигатели для самолетов Ан-24, Ан-26 и Ан-30.

В настоящее время предприятие специализируется на производстве основных и вспомогательных газотурбинных двигателей для авиации и наземных энергетических установок, изготовлении машиностроительной продукции, используемой в транспортных средствах, а также в нефтяной и газодобывающей промышленности. Осуществляет капитальный ремонт авиационных двигателей.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!