Советник гендиректора по информационным технологиям Russia Today рассказала участникам "Утро-2015" о методах манипуляции общественным мнением.
Вами манипулируют постоянно: когда вы смотрите телевизор, читаете газету, сидите в соцсетях. Об этом заявила советник гендиректора по информационным технологиям Russia Today Тина Бережная, выступая перед участниками молодежного форума «Утро-2015».
Основными манипуляторами, по мнению эксперта, выступают рекламщики, СМИ и политики. Эксперт выделяет несколько технологий манипуляции общественным мнением.
Стереотипизация. Любое утверждение, повторенное многократно, становится стереотипом. «Например, говорят, все цыгане воруют. А мой дедушка-цыган дошел в 1945 до Берлина, и ни одна лошадь при нем не пропала», — разрушает стереотип Тина Бережная.
Сегментирование — разделение по какому-либо признаку. Например, если внедрить в общественное сознание мысль о том, что голубоглазые люди обладают наибольшим интеллектом, им будут предлагать лучшую работу и платить большую зарплату.
Определение. Четкая дефиниция — например, «Монголия — страна безлюдных пустынь», и в общественном сознании сразу же создается четкая картинка.
Всеобщность. Технология, часто использовавшаяся в советское время — отсюда все эти «в единодушном порыве», «приняли единогласно»
Рекомендация. Когда известный человек рекомендует другого, например, актер хвалит политика.
Перенос свойств одного человека на другого. «Вот пример реального заголовка в американской газете начала 2000-х: „Саддам Хуссейн — иракский Гитлер“. А много ли у них общего на самом деле?» — спрашивает спикер у аудитории.
Подмена. Варианты применения такой технологии: «не террорист, а борец за свободу», или «не защитник своей земли, а сепаратист».
Свои люди. Желание и умение показать, что политик, например, такой же простой гражданин как и все другие, свой парень.
Смещение акцентов. Например, «не рубль упал, а доллар взлетел».
И, наконец, прайминг — заведомая настройка общественного мнения на нужный лад. Например, в новостной программе первым идет сюжет о серьезном вреде шоколада для здоровья, а в следующем сюжете рассказывается об олигархе — владельце шоколадного бизнеса, который оказался нечист на руку.
Методов манипуляции также очень много — от откровенного вранья до одностороннего освещения событий и предоставления правды только тогда, когда само событие уже перестало быть острым. «Помните, когда нам открыли правду о якобы имевшемся в Ираке оружии массового поражения? И ничего, никаких волнений не произошло», — напомнила Тина Бережная.
Зачем же нужна манипуляция мнением? Во-первых, считает эксперт, она незаметна. Во-вторых, не ведет напрямую к жертвам — манипулятор никогда не виноват. И, наконец, манипуляции всегда дешевле, чем открытие боевые действия.
«Когда вы видите клевую новость, вы сразу же хотите рассказать о ней друзьям. Теперь, зная о методах манипуляции, читая новости, думайте о том, что вы репостите в соцсетях», — предостерегла молодых уральцев Тина Бережная.