Dipol FM | 105,6 fm

Светлана Ярославова: "Мы – общественный рупор"

С апреля 2006 года в Тюмени действует гражданская общественная приемная. Ее стоит называть именно гражданской, так как людские проблемы здесь выслушивают люди, которые не причастны к каким-либо официальным инстанциям. Приемная не относится ни к одной из ветвей власти, в качестве экспертов здесь выступают представители гражданского общества.

С апреля 2006 года в Тюмени действует гражданская общественная приемная. Ее стоит называть именно гражданской, так как людские проблемы здесь выслушивают люди, которые не причастны к каким-либо официальным инстанциям. Приемная не относится ни к одной из ветвей власти, в качестве экспертов здесь выступают представители гражданского общества. О характере работы общественной приемной и первых результатах ее деятельности «Вслух.ру» рассказала ее руководитель, член Общественной палаты РФ, Гражданского форума Тюменской области, ответственный организатор Общественного совета города Тюмени Светлана Ярославова. — Светлана Борисовна, что представляет собой Общественная приемная? — Общественная приемная включает в себя функции общественных приемных трех институтов гражданского общества: Общественной палаты РФ, Гражданского форума Тюменской области, Общественного совета города Тюмени. Юридическим оператором этого комплекса является Автономная некоммерческая организация «Центр изучения гражданских инициатив». Здесь, вместе со мной работают мои помощники и эксперты. Работа Общественной приемной состоит из трех уровней: первый уровень — это все, что связано с работой в Общественной палате РФ, второй уровень — работа институтов гражданского общества, то есть Гражданского форума области и Общественного совета г. Тюмени, и третий уровень — непосредственно работа с гражданами, которая нам представляется наиболее актуальной. — Как разграничиваются эти три уровня на практике? — Когда речь идет об Общественном совете города, то имеются в виду различные мероприятия, которые проводятся в рамках деятельности палат и коллегий совета.
На уровне Гражданского форума здесь реализуется проект «Гражданская трибуна», который состоит из трех направлений: проведение гражданских мониторингов; выпуск газеты «Гражданская трибуна Тюменской области» и работа общественной приемной для граждан. Под эгидой Гражданского форума мы каждый четверг проводим гражданские слушания. Деятельность общественной приемной Общественной палаты РФ касается обработки обращений граждан. Здесь нередко требуются полномочия члена Общественной палаты РФ, особенно, когда это касается запросов в различные инстанции. Таким образом, мы создали целый комплекс, целую систему работы гражданских институтов, что усиливает их в системе взаимодействия. — Как можно попасть к вам на прием?— Для этого можно записаться по телефону 20−13−83 (запись до 12 часов дня), назначить время. Для того, чтобы решение вопроса получило ход, необходимо письменное заявление. Устные обращения граждан не принимаются.
Многие письма не соответствуют целям и задачам Общественной палаты РФ, и должны по идее быть направлены в соответствующие инстанции. Однако иногда мы переправляем их куда следует с нашими комментариями. Бывают такие «перлы», что диву даешься, в каком веке мы живем.
Если на одну и ту же тему собирается много обращений, мы назначаем специальные гражданские слушания, приглашаем экспертов, специалистов соответствующего профиля — по жилищной проблеме или, скажем, по тарифам ЖКХ, — из городских департаментов, из областного правительства, независимых экспертов и юристов. Кроме всего прочего, на гражданских слушаниях по доброй воле присутствуют волонтеры, специалисты, которым просто интересно посмотреть, чем «дышит» гражданское общество, какие у людей проблемы. Это, в том числе, члены Гражданского форума и Общественного совета.— Какие проблемы лидируют в рейтинге тех вопросов, с которыми к вам обращаются?— На первом месте у нас стоит проблема судебных недоразумений (судебного произвола, как говорят сами граждане), когда люди жалуются на различные судебные инстанции на несправедливость, нечеловеческое отношение к людям в местах заключения и т. п. Это самая болезненная тема, и здесь мы не можем ничего изменить, нет таких полномочий. Единственное, что нам позволено, — говорить об этом вслух. Практически рядом по актуальности стоит жилищная проблема. Это незаконное, с точки зрения граждан, выселение, проблемы «черных риэлторов», сноса жилья, предоставления общежитий, социального жилья, право на субсидии молодым семьям и т. д. На третьем месте стоит проблема медицинского обслуживания — получение бесплатных лекарств по определенному списку, посещение поликлиник, общение с участковыми врачами, пребывание в стационаре и прочее. Очень серьезно волнует сегодня большинство граждан повышение тарифов на услуги ЖКХ. В прошлом году наиболее остро звучала тема создания товариществ собственников жилья. Не все граждане с этим согласны, многие обращались с тем, чтобы их не принуждали создавать ТСЖ. Сейчас у нас накопился пакет обращений по фактам, которые мы бы назвали просто вопиющими, все они связаны с жилищной проблемой и с незаконным выселением людей, или, может, даже и законным, но несправедливым. Мы убедились, что закон не всегда справедлив и не всегда защищает интересы граждан. В частности, мы имеем два случая выселения матерей с детьми на улицу в зимнее время. Иногда люди приходят с жалобами на ТРИЦ, ЖЭК. Было очень много обращений по начислению пенсий, но сейчас они сократились. Эти вопросы не относятся к нашей компетенции, но они есть. — С какими вопросами к вам можно и нужно обращаться?— В основном это обращения и гражданские инициативы, которые касаются сферы принятия или действия каких-то законов. Мы занимаемся проведением общественной экспертизы законопроектов и можем влиять на ситуацию через Общественную палату РФ, через областную Думу. Иными словами, если есть какая-то острая проблема, которая в принципе касается не только одного человека. Когда поступает сразу несколько обращений по какой-то проблеме, например, о судебном произволе или действиях какого-либо органа, мы реагируем на них в первую очередь. У нас есть несколько сигналов, касающихся действий одной и той же структуры, — не буду называть ее. Когда мы принимали эту информацию первый раз, думали, что это частное дело, а когда накопилась статистика аналогичных заявлений, то стало понятно, что это уже система. Краткий отчет, аналитическую информацию мы направляем в соответствующие органы.— Можно ли к вам обратиться за юридической консультацией?— Дело в том, что у нас нет штатных юристов, мы юристов приглашаем. Но я думаю, что они у нас будут. Сама я не юрист, общественный деятель, хотя по роду деятельности мне приходится изучать законы и давать консультации, в том числе по юридическим вопросам. — Как часто к вам обращаются люди?— Это сезонно. Летом, в разгар дачного сезона, практически никто не обращается. Активизируются в сентябре, когда дети идут в школу. Следующий всплеск происходит в канун новогодних праздников и после них. Статистика обращений за 2006 год выглядит следующим образом: 125 устных обращений, 48 — в письменной форме. 12 обращений мы считаем наиболее яркими, интересными и острыми. На гражданских слушаниях в общей сложности присутствовали более 300 человек. Люди обращаются к нам как в последнюю инстанцию. Обычно они приходят с пакетом документов, копий всевозможных писем, отписок от различных чиновников, приносят решения суда и прочие документы, освещающие проблему и суть поставленного вопроса. Граждане, которые приходят на прием, всегда кажутся обиженными, правыми. Но для того, чтобы найти истину, нам приходится выслушивать обе стороны. Бывают разные случаи, иногда возмущение жителей бывает неоправданным. В любом случае стараемся решить вопрос.— Откуда люди узнают о вас?— Из СМИ. Мы не даем широкой рекламы, потому что работаем на волонтерских началах. Если бы у нас было какое-то финансовое обеспечение, мы бы увеличили штат сотрудников, количество телефонов, приемных линий. Но, как говорится, «назвался груздем — полезай в кузов». Если уже тебя избрали членом Общественной палаты, то надо выполнить свой долг до конца. Основная наша задача — изучение гражданских инициатив, формирование, строительство, систематизация институтов гражданского общества. Мы создали Общественный совет по контролю за реализацией нацпроектов в области и в городе. Занимаемся в основном гражданским мониторингом, изучаем мнение граждан о том, насколько эффективны эти нацпроекты, хотя возможности наши достаточно ограничены.** — А какими возможностями вы располагаете?
**
— Мы не имеем права законодательной инициативы, права на суд. Но являемся тем общественным рупором, через который граждане могут говорить о своих проблемах.
На основе обращений граждан пишем запросы в различные инстанции на бланке члена Общественной палаты РФ. Это как-то стимулирует и, может быть, даже дисциплинирует некоторых чиновников. В ответ на эти запросы нам высылают либо дельные ответы, либо такие варианты чиновничьих отписок, которые являются просто «шедеврами» бюрократизма. Сегодня мы имеем возможность рассматривать и анализировать кипы таких отписок. Занятие очень интересное! Создается впечатление, что где-то существует специальная школа особого эпистолярного стиля: как написать так, чтобы и дело не решить, и никто придраться не смог. Наша задача — выяснить истину, и мы имеем для этого все возможности. У нас есть газета «Гражданская трибуна Тюменской области», до сих пор она была практически единственной площадкой, где мы могли публиковать различные письма граждан. В будущем мы будем организовывать открытые публичные слушания с привлечением СМИ. Недавно мы с вице-губернатором области Сергеем Михайловичем Сарычевым как раз обсуждали механизм работы с обращениями граждан. Он предложил, чтобы наиболее острые сигналы поступали к нему, а затем он будет передавать их на рассмотрение в профильные департаменты. Аналогичный разговор еще до нового года состоялся и с главой города. Можно констатировать, что по многим направлениям нашей работы мы наконец-то договорились с властью. Так что наша роль очевидна — это роль посредников между властью и обществом. — Как часто удается разрешить те проблемы, с которыми обращаются граждане?— Вы хотите спросить, какой у нас коэффициент полезного действия? Пока мало обратной связи. Знаем, что несколько вопросов получили решение. На гражданских слушаниях нередко случается так, что граждане начинают на своих примерах рассказывать и советовать друг другу, что сделать, охотно делятся своим опытом. И, как ни странно, у нас были очень хорошие результаты по такому перекрестному обмену мнениями. Кроме того, у нас есть прямой контакт со всеми ветвями власти, и практически все проблемы, которые поднимают граждане, мы доносим до нужного уровня.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Дачный календарь: с какой рассадой лучше всего работать в мае
Дачный календарь: с какой рассадой лучше всего работать в мае
В частности, это отличное время для взращивания огурцов.
#дача
#рассада
#полезные советы
В Голышмановском музее пройдет уникальная выставка
В Голышмановском музее пройдет уникальная выставка
Ее героями стали одаренные люди, получившие талант в наследство.
#выставка
#краеведение
#Голышманово
Студенты из Питера приедут за квалификацией в Тюмень
Студенты из Питера приедут за квалификацией в Тюмень
Практику они пройдут на предприятии «Базовое машиностроение».
#Тюмень
#Санкт-Петербург
#машиностроение
#студенты
Пики паводка сдвигаются: Александр Моор рассказал о текущей ситуации в регионе
Пики паводка сдвигаются: Александр Моор рассказал о текущей ситуации в регионе
Продолжаются работы на федеральной трассе Р-402.
#паводок
#Александр Моор
#новости Тюмени
Тюменцам рассказали о пользе скандинавской ходьбы
Тюменцам рассказали о пользе скандинавской ходьбы
Этот незамысловатый вид спорта способен принести огромную пользу.
#спорт
#физкультура
#скандинавская ходьба
#здоровье