С апреля 2006 года в Тюмени действует гражданская общественная приемная. Ее стоит называть именно гражданской, так как людские проблемы здесь выслушивают люди, которые не причастны к каким-либо официальным инстанциям. Приемная не относится ни к одной из ветвей власти, в качестве экспертов здесь выступают представители гражданского общества.
С апреля 2006 года в Тюмени действует гражданская общественная приемная. Ее стоит называть именно гражданской, так как людские проблемы здесь выслушивают люди, которые не причастны к каким-либо официальным инстанциям. Приемная не относится ни к одной из ветвей власти, в качестве экспертов здесь выступают представители гражданского общества. О характере работы общественной приемной и первых результатах ее деятельности «Вслух.ру» рассказала ее руководитель, член Общественной палаты РФ, Гражданского форума Тюменской области, ответственный организатор Общественного совета города Тюмени Светлана Ярославова. — Светлана Борисовна, что представляет собой Общественная приемная? — Общественная приемная включает в себя функции общественных приемных трех институтов гражданского общества: Общественной палаты РФ, Гражданского форума Тюменской области, Общественного совета города Тюмени. Юридическим оператором этого комплекса является Автономная некоммерческая организация «Центр изучения гражданских инициатив». Здесь, вместе со мной работают мои помощники и эксперты. Работа Общественной приемной состоит из трех уровней: первый уровень — это все, что связано с работой в Общественной палате РФ, второй уровень — работа институтов гражданского общества, то есть Гражданского форума области и Общественного совета г. Тюмени, и третий уровень — непосредственно работа с гражданами, которая нам представляется наиболее актуальной. — Как разграничиваются эти три уровня на практике? — Когда речь идет об Общественном совете города, то имеются в виду различные мероприятия, которые проводятся в рамках деятельности палат и коллегий совета.
На уровне Гражданского форума здесь реализуется проект «Гражданская трибуна», который состоит из трех направлений: проведение гражданских мониторингов; выпуск газеты «Гражданская трибуна Тюменской области» и работа общественной приемной для граждан. Под эгидой Гражданского форума мы каждый четверг проводим гражданские слушания. Деятельность общественной приемной Общественной палаты РФ касается обработки обращений граждан. Здесь нередко требуются полномочия члена Общественной палаты РФ, особенно, когда это касается запросов в различные инстанции. Таким образом, мы создали целый комплекс, целую систему работы гражданских институтов, что усиливает их в системе взаимодействия. — Как можно попасть к вам на прием?— Для этого можно записаться по телефону 20−13−83 (запись до 12 часов дня), назначить время. Для того, чтобы решение вопроса получило ход, необходимо письменное заявление. Устные обращения граждан не принимаются.
Многие письма не соответствуют целям и задачам Общественной палаты РФ, и должны по идее быть направлены в соответствующие инстанции. Однако иногда мы переправляем их куда следует с нашими комментариями. Бывают такие «перлы», что диву даешься, в каком веке мы живем.
Если на одну и ту же тему собирается много обращений, мы назначаем специальные гражданские слушания, приглашаем экспертов, специалистов соответствующего профиля — по жилищной проблеме или, скажем, по тарифам ЖКХ, — из городских департаментов, из областного правительства, независимых экспертов и юристов. Кроме всего прочего, на гражданских слушаниях по доброй воле присутствуют волонтеры, специалисты, которым просто интересно посмотреть, чем «дышит» гражданское общество, какие у людей проблемы. Это, в том числе, члены Гражданского форума и Общественного совета.— Какие проблемы лидируют в рейтинге тех вопросов, с которыми к вам обращаются?— На первом месте у нас стоит проблема судебных недоразумений (судебного произвола, как говорят сами граждане), когда люди жалуются на различные судебные инстанции на несправедливость, нечеловеческое отношение к людям в местах заключения
**
— Мы не имеем права законодательной инициативы, права на суд. Но являемся тем общественным рупором, через который граждане могут говорить о своих проблемах.
На основе обращений граждан пишем запросы в различные инстанции на бланке члена Общественной палаты РФ. Это как-то стимулирует и, может быть, даже дисциплинирует некоторых чиновников. В ответ на эти запросы нам высылают либо дельные ответы, либо такие варианты чиновничьих отписок, которые являются просто «шедеврами» бюрократизма. Сегодня мы имеем возможность рассматривать и анализировать кипы таких отписок. Занятие очень интересное! Создается впечатление, что где-то существует специальная школа особого эпистолярного стиля: как написать так, чтобы и дело не решить, и никто придраться не смог. Наша задача — выяснить истину, и мы имеем для этого все возможности. У нас есть газета «Гражданская трибуна Тюменской области», до сих пор она была практически единственной площадкой, где мы могли публиковать различные письма граждан. В будущем мы будем организовывать открытые публичные слушания с привлечением СМИ. Недавно мы с вице-губернатором области Сергеем Михайловичем Сарычевым как раз обсуждали механизм работы с обращениями граждан. Он предложил, чтобы наиболее острые сигналы поступали к нему, а затем он будет передавать их на рассмотрение в профильные департаменты. Аналогичный разговор еще до нового года состоялся и с главой города. Можно констатировать, что по многим направлениям нашей работы мы наконец-то договорились с властью. Так что наша роль очевидна — это роль посредников между властью и обществом. — Как часто удается разрешить те проблемы, с которыми обращаются граждане?— Вы хотите спросить, какой у нас коэффициент полезного действия? Пока мало обратной связи. Знаем, что несколько вопросов получили решение. На гражданских слушаниях нередко случается так, что граждане начинают на своих примерах рассказывать и советовать друг другу, что сделать, охотно делятся своим опытом. И, как ни странно, у нас были очень хорошие результаты по такому перекрестному обмену мнениями. Кроме того, у нас есть прямой контакт со всеми ветвями власти, и практически все проблемы, которые поднимают граждане, мы доносим до нужного уровня.