Dipol FM | 105,6 fm

Субъективно. «Училка» показала боевые приемы педагогики

Новый российский фильм действительно задевает за живое или за наболевшее: педагоги не могут достучаться до учеников.

«Училка» Алексея Петрухина («Вий»), представленная накануне на предпоказе в тюменском «Киномаксе», действительно задевает за живое или за наболевшее. Вот именно так — беспощадно давя на больное место, хотя и не силой искусства, как хотелось бы, а элементарной констатацией факта: педагоги не могут достучаться до учеников, и им приходится от собственно педагогики переходить к силовым бандитским приемчикам, в духе больного, бандитского времени.

«Историчка» Алла Николаевна (Ирина Купченко), потомственный педагог с сорокалетним стажем, собирается на работу. Бессонная ночь, предстоящий давно назревавший, по всей видимости, разговор с начальством. Беспардонная молодежь, толкающая и чуть не сбивающая пожилую учительницу с ног. Да еще директор — гламурная чиновница, затянутая в корсет постановлений и указов, спущенных сверху (Анна Чурина), — на виду у всей школы снимает портрет пожилой учительницы, заменяя его портретом нового педагога.

И после всего этого Алле Николаевне предстоит войти в клетку не к диким животным, конечно, но к подросткам, занятым своими драгоценными персонами и плевать хотевшим на историю. Одиннадцатиклассники — кто бы их не испугался, нынешних, выросших в свободной России. Пытаясь хоть как-то сохранить свой авторитет, учительница берется за единственное оружие, язык которого современные школьники еще воспринимают, — огнестрельное. Под дулом пистолета она забирает у подростков телефоны и планшеты и запирает дверь класса на ключ. Теперь она, наконец, всецело завладела их вниманием.

Школа, класс — крохотная модель, моделька, общества. Сейчас, по мысли авторов, это гогочущая, не знающая как будто никаких приличий орда недорослей с гаджетами, на которых нет никакой законной управы. Тюменские педагоги, пришедшие на показ, волнуясь, подтвердили: «Показанное очень похоже на правду!» И это следствие целого ряда исторических, идеологических, социальных катастроф неожиданно ложится виной на плечи одной пожилой учительницы истории. «Это ваше поколение виновато! Это все вы, вы!» — твердят и сами недоросли, пылая майдановскими чувствами. Учительнице остаются стратегически слабые, обесценившиеся от долгого интенсивного употребления аргументы: «Деды воевали за вашу свободу!» Они отскакивают от младенческих хитиновых защитных панцирей, не оставляя следа. Зато случайный выстрел оставляет — это пятна классического революционного цвета, так старое всегда боролось с новым, с переменным успехом.

Сила «Училки», снятой буквально за несколько дней, с лету, пока свободны вызванные и уговоренные, соблазненные на роли именитые актеры, вовсе не в форме, которая вызывает даже не вопросы, — недоумение. Повторяющиеся реплики и приемы, затянутые сцены, гипертрофированные эмоции, беспомощное мельтешение и крики — все это неряшливое напоминает скорее серию «Ералаша», а вовсе не авторское кино.

Заслуга команды — живая, пульсирующая материя, за которую они бесстрашно или безрассудно взялись. В этом смысле тут отзывается «Дорогая Елена Сергеевна» Эльдара Рязанова (1988 год) с тем же злополучным ключом, отмыкающим все те же новые прекрасные горизонты для учеников, которые обеспечит хорошая оценка за выпускную контрольную. Хотя режиссер открестился от прямых цитат, как и от политики, кстати.

Но несмотря на точное попадание в тему, количество оставшихся без ответа вопросов переваливает за критическую отметку. Как эта женщина, педагог с большой буквы, пусть доведенная до нервного истощения, могла опуститься до откровенных оскорблений, унижения, шантажа и запугивания своих подопечных оружием? Почему собственные ученики, которых ведь она, проработавшая в этой школе несколько десятков лет, наверняка знает половину их жизни, пугают учительницу так, что с нее слетают все покровы и уважаемая и даже любимая Алла Николаевна в одночасье становится дикой, беспринципной теткой — «училкой», которая разговаривает с недорослями на их языке в самом худшем из смыслов, спустившись на их примитивный, гаджето-неандертальский уровень?

И насколько неправдоподобным выглядит этот переход, настолько нелепым становятся финальные посиделки у костра под старинную уже песню про ветер перемен из кинофильма «Мэри Поппинс, до свиданья!». Этой наивной, нежной советской песней кончилась стрельба, потасовки, высказанные в запале обидные слова, после которых не знаешь как человеку в глаза смотреть? Как это?

Режиссер на вчерашней встрече с тюменцами, сомневаясь и фактически подтверждая, что материал не проработан, попытался втиснуть снятое в жанр фарса, актер Андрей Мерзликин, исполнивший то ли пародийную, то ли драматическую роль полковника Кадышева, сравнил фильм с басней, в которой, почему-то, есть «икс и игрек». Предлагали, конечно, и вариант «остро социальное кино».

Но, независимо от жанра, все, бывшие когда-то учениками, а теперь родителями учеников, как минимум, вздрогнули от той простой мысли, что такая вот ситуация с принесенным в школу оружием вполне может случиться. А дальше профессиональные навыки съемочной группы, по большому счету, не имеют решающего значения. Тех, кто вырос в СССР и натренировал воображение, томясь в очередях на дефицитные библиотечные книжки и обводя красной пастой редкие киносеансы в телепрограмме, могут представить себе возможные варианты развития событий лучше всякого кино.

В этом смысле не художественный уровень, но общественная важность высказывания съемочной команды имеет значение. Иначе говоря, как договариваться будем? На каждый наведенный пистолет заслуженного учителя на набросишь.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.
Последние новости
По снегу, болоту и воде: на месторождениях «Ноябрьскнефтегаза» будут работать новые вездеходы-амфибии
По снегу, болоту и воде: на месторождениях «Ноябрьскнефтегаза» будут работать новые вездеходы-амфибии
Два снегоболотохода «Шерп N» доставили в Ноябрьск из Санкт-Петербурга. Они пополнили автопарк «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза».
#газ
#нефть
#авто
#транспорт
#новости Тюмени
Победители "Дачного десанта" Dipol FM выиграли кухню мечты и бассейн
Победители "Дачного десанта" Dipol FM выиграли кухню мечты и бассейн
Своими впечатлениями от участия в «Дачном десанте» поделился победитель Александр Павлов.
#конкурсы
#новости Тюмени
Застройщик, который возводит долгострой на Профсоюзной, проиграл суд подрядчику
Застройщик, который возводит долгострой на Профсоюзной, проиграл суд подрядчику
«2МЕН групп» не платил за вывоз снега.
#жилье
#застройщик
#Профсоюзная
#суд
К 2024 году количество погибших и восстановленных лесов в Тюменской области должно сравняться
К 2024 году количество погибших и восстановленных лесов в Тюменской области должно сравняться
За счет регионального и федерального бюджетов закупается новая техника и оборудование.
#лес
#экология
#новости Тюмени
Россия с 15 июля снимает ограничения на пересечение границы в связи с коронавирусом
Россия с 15 июля снимает ограничения на пересечение границы в связи с коронавирусом
Ранее оперативный штаб в связи с улучшением эпидемической ситуации принял решение об отмене с 14 июня ограничений на въезд в Россию иностранных граждан.
#коронавирус
#туризм
#здоровье
#новости Тюмени