Dipol FM | 105,6 fm

Субъективно. «Училка» показала боевые приемы педагогики

Новый российский фильм действительно задевает за живое или за наболевшее: педагоги не могут достучаться до учеников.

«Училка» Алексея Петрухина («Вий»), представленная накануне на предпоказе в тюменском «Киномаксе», действительно задевает за живое или за наболевшее. Вот именно так — беспощадно давя на больное место, хотя и не силой искусства, как хотелось бы, а элементарной констатацией факта: педагоги не могут достучаться до учеников, и им приходится от собственно педагогики переходить к силовым бандитским приемчикам, в духе больного, бандитского времени.

«Историчка» Алла Николаевна (Ирина Купченко), потомственный педагог с сорокалетним стажем, собирается на работу. Бессонная ночь, предстоящий давно назревавший, по всей видимости, разговор с начальством. Беспардонная молодежь, толкающая и чуть не сбивающая пожилую учительницу с ног. Да еще директор — гламурная чиновница, затянутая в корсет постановлений и указов, спущенных сверху (Анна Чурина), — на виду у всей школы снимает портрет пожилой учительницы, заменяя его портретом нового педагога.

И после всего этого Алле Николаевне предстоит войти в клетку не к диким животным, конечно, но к подросткам, занятым своими драгоценными персонами и плевать хотевшим на историю. Одиннадцатиклассники — кто бы их не испугался, нынешних, выросших в свободной России. Пытаясь хоть как-то сохранить свой авторитет, учительница берется за единственное оружие, язык которого современные школьники еще воспринимают, — огнестрельное. Под дулом пистолета она забирает у подростков телефоны и планшеты и запирает дверь класса на ключ. Теперь она, наконец, всецело завладела их вниманием.

Школа, класс — крохотная модель, моделька, общества. Сейчас, по мысли авторов, это гогочущая, не знающая как будто никаких приличий орда недорослей с гаджетами, на которых нет никакой законной управы. Тюменские педагоги, пришедшие на показ, волнуясь, подтвердили: «Показанное очень похоже на правду!» И это следствие целого ряда исторических, идеологических, социальных катастроф неожиданно ложится виной на плечи одной пожилой учительницы истории. «Это ваше поколение виновато! Это все вы, вы!» — твердят и сами недоросли, пылая майдановскими чувствами. Учительнице остаются стратегически слабые, обесценившиеся от долгого интенсивного употребления аргументы: «Деды воевали за вашу свободу!» Они отскакивают от младенческих хитиновых защитных панцирей, не оставляя следа. Зато случайный выстрел оставляет — это пятна классического революционного цвета, так старое всегда боролось с новым, с переменным успехом.

Сила «Училки», снятой буквально за несколько дней, с лету, пока свободны вызванные и уговоренные, соблазненные на роли именитые актеры, вовсе не в форме, которая вызывает даже не вопросы, — недоумение. Повторяющиеся реплики и приемы, затянутые сцены, гипертрофированные эмоции, беспомощное мельтешение и крики — все это неряшливое напоминает скорее серию «Ералаша», а вовсе не авторское кино.

Заслуга команды — живая, пульсирующая материя, за которую они бесстрашно или безрассудно взялись. В этом смысле тут отзывается «Дорогая Елена Сергеевна» Эльдара Рязанова (1988 год) с тем же злополучным ключом, отмыкающим все те же новые прекрасные горизонты для учеников, которые обеспечит хорошая оценка за выпускную контрольную. Хотя режиссер открестился от прямых цитат, как и от политики, кстати.

Но несмотря на точное попадание в тему, количество оставшихся без ответа вопросов переваливает за критическую отметку. Как эта женщина, педагог с большой буквы, пусть доведенная до нервного истощения, могла опуститься до откровенных оскорблений, унижения, шантажа и запугивания своих подопечных оружием? Почему собственные ученики, которых ведь она, проработавшая в этой школе несколько десятков лет, наверняка знает половину их жизни, пугают учительницу так, что с нее слетают все покровы и уважаемая и даже любимая Алла Николаевна в одночасье становится дикой, беспринципной теткой — «училкой», которая разговаривает с недорослями на их языке в самом худшем из смыслов, спустившись на их примитивный, гаджето-неандертальский уровень?

И насколько неправдоподобным выглядит этот переход, настолько нелепым становятся финальные посиделки у костра под старинную уже песню про ветер перемен из кинофильма «Мэри Поппинс, до свиданья!». Этой наивной, нежной советской песней кончилась стрельба, потасовки, высказанные в запале обидные слова, после которых не знаешь как человеку в глаза смотреть? Как это?

Режиссер на вчерашней встрече с тюменцами, сомневаясь и фактически подтверждая, что материал не проработан, попытался втиснуть снятое в жанр фарса, актер Андрей Мерзликин, исполнивший то ли пародийную, то ли драматическую роль полковника Кадышева, сравнил фильм с басней, в которой, почему-то, есть «икс и игрек». Предлагали, конечно, и вариант «остро социальное кино».

Но, независимо от жанра, все, бывшие когда-то учениками, а теперь родителями учеников, как минимум, вздрогнули от той простой мысли, что такая вот ситуация с принесенным в школу оружием вполне может случиться. А дальше профессиональные навыки съемочной группы, по большому счету, не имеют решающего значения. Тех, кто вырос в СССР и натренировал воображение, томясь в очередях на дефицитные библиотечные книжки и обводя красной пастой редкие киносеансы в телепрограмме, могут представить себе возможные варианты развития событий лучше всякого кино.

В этом смысле не художественный уровень, но общественная важность высказывания съемочной команды имеет значение. Иначе говоря, как договариваться будем? На каждый наведенный пистолет заслуженного учителя на набросишь.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Александр Моор: Большая Тюменская область уверенно держит позиции технологического хаба ТЭК
Александр Моор: Большая Тюменская область уверенно держит позиции технологического хаба ТЭК
В Тюмени проходит Третий технологический саммит TNF.
#Александр Моор
#губернатор
#ТНФ
#TNF
#саммит
#нефтегаз
#производство
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
#тк
Тюменец выплатил 1 млн рублей алиментов после удержания 70% зарплаты и ареста счетов
Тюменец выплатил 1 млн рублей алиментов после удержания 70% зарплаты и ареста счетов
К судебным приставам обратилась бывшая жена.
#УФССП
#судебные приставы
#алименты
#долг
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Александр Моор поприветствовал участников конференции "Университетская клиника"
Александр Моор поприветствовал участников конференции "Университетская клиника"
Она проходит в Тюмени уже в седьмой раз.
#клиника
#конференция
#врачи
#опыт
#губернатор
#Александр Моор
#новости Тюмени
#медицина
#тк
«Эффект Долиной» достиг регионов: как избежать рисков, покупая квартиру у бабушки
«Эффект Долиной» достиг регионов: как избежать рисков, покупая квартиру у бабушки
Важно учесть ряд нюансов.
#квартира
#недвижимость
#покупка
#риелтор
#новости России
#пожилые
#сделка
#тк
#новости Тюмени
Александр Моор: В подгорной части Тобольска открылась современная поликлиника
Александр Моор: В подгорной части Тобольска открылась современная поликлиника
Губернатор рассказал о новом медучреждении.
#Александр Моор
#губернатор
#поликлиника
#нацпроекты
#Тобольск
#Тюменская область
#здравоохранение
#медицина
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять