Dipol FM | 105,6 fm

Субъективно: Шапито-шоу

Шатёр цирка Демидовых начал представления на парковке ТЦ "Панама".

Сказочные, киношные купола в красную и оранжевую полоску, с флагами стран мира, развевающимися на осеннем ветру — шапито цирка Демидовых привлекает любопытные взгляды и рождает приятные предвкушения даже у взрослых.

Шатёр бродячего цирка начал представления на парковке ТЦ «Панама» 30 августа. В первые дни посетители могли воспользоваться флаерами, благодаря которым билеты по цене от 600 рублей «удваивались». В обычные дни стоимость билетов варьируется от 500 до 1200 рублей.

Отстояв непривычно длинную очередь за билетами, посетитель оказывается перед высоким окошком, к которому даже рослые покупатели привстают на цыпочки. «А можно тут ступеньку поставить?» Кассир отвечает дружелюбно и сочувственно: «Я просила, не ставят». И то верно, путь к чуду не может быть слишком простым.

И вот вы приходите в тот день, на который удалось купить билеты. Ребёнок издалека высматривает цирковой шатёр, заранее повизгивая от восторга. Вереница зрителей тянется к входу мимо чернокожего художника по детскому гриму и продавщицы мигающих игрушек. Под куполом оказывается так же таинственно и прекрасно, как и снаружи. Шапито вместительное, но при этом камерное в сравнении со стационарным цирком. Полукруглый артистический выход живописно задрапирован фиолетовым занавесом, а на тёмно-синем потолке нарисованы звёздочки. Волшебство начинается почти вовремя.

Если вы уже были в этом сезоне в тюменском цирке на Цветном бульваре, то знаете, что сейчас принято выпускать в начале шоу девушек в бразильских карнавальных костюмах с перьями, а смелые атлеты крутятся в «колесе смерти», как белки, выделывая в свободном падении самые отчаянные трюки. Но то, что в огромном цирке выглядит как чётко отработанный профессиональный номер с двухсотпроцентной гарантией успеха, здесь похоже на творящееся прямо на твоих глазах чудо человеческой ловкости и выносливости. Девушки тут кажутся красивее, а акробаты отчаянней, даже если выступают на меньшей высоте.

Акробат из Эквадора, забравшись на вершину вращающегося колеса, прыгает под куполом через скакалку и как будто ошибается, даже не слишком явным жестом хватается за сердце, так что зрителю остаётся гадать, насколько этот жест наигранный. Как бы то ни было, «ошибки», нарочитые шероховатости придают представлению огоньку даже больше, чем нечеловеческая ловкость. Именно тут, под небольшим куполом, так близко к артистам, ты чувствуешь удивление от способностей человеческого тела и духа.

Два ведущих программы воплощают представление о странном, красивом, вычурном и простодушном мире бродячего цирка. Один носит чёрный цилиндр, вышагивает, как цапля и манерно жестикулирует, второй — чернокожий ковбой в красной шляпе и жёлтой бороде, простой парень, для которого все зрители — братишки и сестрёнки.

Программа «Колумбийский форсаж» делает ставку на разнонациональную команду артистов и номера с мотоциклами в финале каждого из отделений. Кенийские браты-акробаты, задорно выстраивающие живые пирамиды, араб-лилипут в роли силача и клоуна, загадочный сирийский мистер, извлекающий изо рта всё новые предметы и швыряющий кинжалы в прекрасную ассистентку, исподволь побирающийся к ней всё ближе и ближе (всё-таки гарантия и тут 200%, просто это здесь мудро не афишируют).

Зрительница рядом со мной искренне визжала от восторга и приветствовала артистов криками, и это не раздражало, потому что магия, иллюзии, даже клоунские номера — выходит, современные клоуны ещё способны рассмешить целый зал! — сделаны из двух главных ингредиентов: необычайная ловкость и дружелюбие, азарт, слегка подвыветрившийся из-под стационарного синего купола в последние годы.

Мотоциклетные номера приносят с собой ужасную вонь выхлопных газов, но поскольку они разумно отнесены к концу отделений, можно успеть выбежать на воздух, не задохнувшись. В антракте детей так и тянет обратно внутрь — лилипут продаёт светящиеся мечи, колумбийские мотоциклисты катают детишек по манежу, с кенийскими ловкачами можно сфотографироваться.

У ворот цирка в антракте дежурит суровый юноша-администратор. Выходить с территории цирка Демидовых строго запрещено. Мамаши с малолетками упрашивают выпустить их из-за решётки, добежать до туалета торгового центра, потому что два биотуалета, установленные у шапито, мало пригодны для домашних детей лет трёх, четырёх или даже пяти. Но цирковой парень неумолим. «Ваша администрация не предоставила нам туалеты, так что если вы сейчас выйдете, обратно вы не войдёте». И неважно, стоил ваш билет 500 или 1200 рублей. Разумные родители не утруждают себя спорами, а находят обходные пути, чтобы сходить в «Панаму» и довольными вернуться обратно к началу второго отделения.

После антракта выступают те же артисты, что и в первом отделении, но шоу от этого не менее интересно, потому что теперь они представляют новые стороны своих талантов. Эквадорец ходит по канату, сидит на стуле и даже катается на велосипеде, используя балансир вместо руля. Он снова допускает «ошибки», от которых у зрителя ёкает сердце, и даже «срывается» в финале, окончательно приводя публику в восторг. Араб высиживает яйца, кенийские мальчики балуются с огнём, появляется грациозный Джокер, шутя висящий на канате вниз головой, удерживаясь лишь одной рукой, продетой в петлю.

Вишенкой на торте становится огромный, размером с манеж, а всё-таки совсем небольшой решётчатый шар, в который поочерёдно въезжают трое мотоциклистов. Сначала катается один, и ты думаешь: «Ок, я видела это в пятом классе, и уже тогда было не страшно». Потом в шар впускают второго и зрелище приобретает некоторую тревожность. Затем выезжает эстонка Валентина с шёлковой гривой и уже три шмеля летают в тесной банке, по потолку, по стенкам, боком и вверх ногами, друг за другом, врассыпную, и не поражаться слаженным и отчаянным действиям артистов уже не получается.

Под занавес красный ковбой взбирается на вершину шара и оттуда машет зрителям, начавшим спешно куда-то собираться, едва только почуяли конец представления. Странно, что публика так торопилась выйти, ведь очереди в гардероб не предполагалось. Наверное, злую шутку сыграла привычка, или запах выхлопных газов, слышала, кому-то из зрителей потребовался нашатырный спирт. Как бы то ни было, мелкие недоразумения не портят общего впечатления, что цирк, это не вымирающее закостеневшее искусство, а всё ещё живой, очаровательный и восхитительный мир, вместившийся в палатку кочующего шапито.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!