Третий тюменский биеннале площадного искусства "Сны улиц" начался традиционно с пресс-конференции, где свободный разговор с легкой руки «крестного отца» фестиваля Ильи Рутберга вылился в который раз в дискуссию об искусстве и морали, а также ответственности СМИ за искусство и мораль в данном конкретном городе. О том, что фестиваль уже начался, причем ...
Третий тюменский фестиваль площадного искусства «Сны улиц» начался традиционно с пресс-конференции, где свободный разговор с легкой руки «крестного отца» фестиваля Ильи Рутберга вылился — в который раз — в дискуссию об искусстве и морали, а также ответственности СМИ за искусство и мораль в конкретном городе. О том, что фестиваль уже начался, причем не дожидаясь официального открытия, назначенного на семь вечера, говорило и место проведения пресс-конференции — площадь перед спорткомплексом «Центральный», и уникальный состав участников, руководителей и актеров российских и зарубежных театров, которые не преминули воспользоваться площадкой и «выступили», каждый по-своему.
Начали с экстрима. Если с большинством участников, выступающих в разных жанрах уличного театра, все более или менее было ясно, то вот с моторизированными чудовищами на колесах, одно из которых вползло на площадь и уютно устроилось перед сценой, как будто всегда здесь стояло, — ясности не было никакой. Оказалось, что верный своему слову театр «Мимикрия» в который раз меняет содержание фестиваля и приглашает к участию в «Снах » необычных гостей. В этот раз таким «свежим» гостем стал московский театр спортивно-зрелищных представлений «Каскадер». Представители экстремального театра отметили, оправдывая свою игровую, драматическую сущность, что просто показывать трюки им скучно. Поэтому в их представлениях есть и сюжет, и некая драматургическая основа. Увидеть театр экстремальных трюков на автомобилях можно будет в воскресенье, 29 июля в рамках программы закрытия фестиваля. Кстати, в отличие от моторизированного чудовища, представители этого театра меньше всего выделялись среди собратьев по искусству, их можно было принять за случайных прохожих.
В числе гостей также журналистам были представлены «настоящий итальянец из Италии, говорящий по-итальянски» Луиджи Пеццотти, руководитель «Театра тишины», а также настоящий немец из Германии, говорящий по-английски, Бернард Шнайдер, человек-оркестр. Остальные участники, представители театров и студий из Москвы, Тольятти, Архангельска, Челябинска и Тюмени, были соотечественниками и говорили на русском и на универсальном и родном для лицедеев языке жестов, явно в переводе не нуждающемся.
Как отметил аксакал движенческих искусств, талисман фестиваля, руководитель Российского центра пантомимы Илья Рутберг, сюрпризы фестиваля впереди. Для него же удивительным является уже тот факт, что фестиваль в Тюмени начинается в третий раз. «Только Люба знает, какая тяжелая, важная и нужная это работа», — превозносил маэстро заслуги директора фестиваля, руководителя театра «Мимикрия» Любови Лешуковой, скромно стоящей в сторонке.
Лешукова, в свою очередь, заявила: она просто уверена, что нынешний состав участников так же понравится тюменцам, как и предыдущие, да и погода не подкачала. Напомним, прошлый фестиваль в прямом смысле был омрачен «нелетной» для уличных театров погодой: моросил холодный дождь.
Дальше, вызванный на разговор вопросом о том, меняется ли зритель под воздействием воспитательной функции уличного театра, выходящего к нему навстречу, Илья Григорьевич разразился длинной тирадой на тему: неужели власть не понимает, насколько трудна, но вместе с тем важна и ценна для будущего работа людей искусства по воспитанию в человеке духовного начала! И, как всегда, привел массу примеров, один из которых касался спектакля-провокации, в ходе которого на невесте сгорает платье. Если западный зритель аплодирует удачной находке режиссера, то российский, хотя и понимает, что это спектакль, сопереживая, бросается спасать невесту. «Вот для кого мы работаем!» — заключает Рутберг.
Об уроках и педагогических задачах, лежащих на плечах театра, было сказано за час, отведенный для общения со СМИ, чрезвычайно много. Напоследок архангелогородец, руководитель областного молодежного театра Виктор Панов привел такую историю, почти притчу. Японцы как-то пригласили Олега Ефремова, руководителя МХАТа, со спектаклем по Чехову для тинейджеров 12−14 лет. Два самолета, один вез декорации, другой — артистов. Потребовали, чтобы актеры играли на русском языке. Олег Николаевич спрашивает: зачем вам это надо? Ведь это так дорого! И получает замечательный ответ: мы прекрасно знаем, что ни один из этих 1700 подростков ничего не поймет сегодня. Но пройдет лет 5−7, и человека четыре вспомнят щемящую чеховскую тоску, и Япония станет чуточку лучше
«Вот главное!» — воскликнул Рутберг.
О том, стала ли Япония хоть чуточку лучше после мхатовского спектакля, не нам судить. Однако «Сны улиц» обеспечат тюменцам к дню рождения города если не мгновенное достижение нравственного совершенства, то три дня удовольствия от общения с искусством.