Месяц в Северном Ледовитом океане и 200 миллионов просмотров клипа.
Марк Миллер — оператор мирового уровня. И это дважды удивительно, потому что он не планировал вообще становиться оператором. Рос обычным тюменским парнем, в девятом классе бросил школу и поступил в колледж. Прошли годы — и Марк начал снимать клипы, которые собирали сотни миллионов просмотров, работать с такими звездами, как Анна Асти, Инстасамка, снимать рекламу для Calvin Klein.
Про начало пути и интерес к съемкам
Родился в Тюмени, потом на пару лет родители увезли в Германию, вернулся уже ко второму классу. Рос обычным пацаном, как все, не строил ни планов, ни иллюзий. Много кто из школьников одержим идеей стать реальным крутым специалистом в своей сфере? Нет, конечно. Так и я не мечтал стать оператором, снимать звезд и давать интервью. Наоборот, учеба казалась какой-то необязательной. Поэтому после девятого класса я пошел не в десятый, а забрал документы и поступил в колледж.
Как оказалось, это было правильным решением. В колледже учиться было проще, чем в школе, больше свободного времени, которое надо было чем-то занимать. И я увлекся видеосъемкой. Первый ролик снял с друзьями: мы ходили на какое-то дрифт-шоу, я взял с собой отцовский фотоаппарат. Поснимал на него видео, потом со знакомой девчонкой смонтировали на коленке ролик. Показалось прикольным — вот я, простой пацан, а делаю что-то на вполне серьезном уровне. Причем, фотографировать было неинтересно, хотелось именно снимать видео. В том числе и потому, что фотографов уже тогда хватало, а видеографы и монтажеры были такой экзотикой.
До профессионального уровня было еще далеко, но интерес уже появился. Правда, снимал довольно редко тогда, для себя все больше. Раз в месяц, может, или даже реже порой. Это ведь для удовольствия было, денег я не зарабатывал на съемках, да и зачем они? У отца была камера, какие-то объективы, штативы — минимальный набор для съемок. Мне хватало.
Про профессиональный рост
На таком уровне прошло пару лет. А потом начал задумываться, выросли требования к себе. И я уже стал не просто снимать абы как, лишь бы получилось, а уже придумывал что-то интересное, сюжетное. Снял несколько документальных фильмов, поучаствовал в нескольких крупных проектах. Один раз даже целый месяц в качестве оператора провел на корабле в Северном Ледовитом океане.
Но опять же, не могу сказать, что это было на профессиональном уровне. Не работал ради заработка и не считал съемки настоящей своей профессией. Скорей, наработка портфолио. Профессионализм начался после переезда в Москву и поступления в столичную школу кино. Вот тогда меня завертело, жизнь понеслась стремительно, я начал смотреть на свое занятие уже с совсем другой точки зрения.
Во время учебы у меня начался очень быстрый рост. Я начал вникать в тонкости профессии и постигать суть операторского мастерства. Как ставить свет, как решать вопросы по движению камеры и тому подобное. После первого курса я уже снимал коммерческие ролики для «Пятерочки», для Dove. На втором курсе снимал для Calvin Klein. И это до сих пор мне кажется очень крутым прорывом: приехал парень, по сути, из глубинки, а спустя год уже работает в таких больших проектах.
Про стереотипы и особенности съемок
Многие думают, что оператор просто стоит возле камеры и контролирует процесс съемки. На самом деле это сложная и интересная работа со своими особенностями в зависимости от амплуа. Есть операторы на телевидении, есть кинооператоры, рекламные, музыкальных клипов, свадебные видеографы и так далее. У каждого своя аппаратура, свой стиль работы, своя ответственность. Тем более, если речь идет про оператора-постановщика. Он отвечает, где должна располагаться камера, какой должен идти свет, в его подчинении могут быть несколько операторов. Например, я могу одновременно работать с 20 операторами во время съемки. И за картинку каждого постановщик отвечает лично.
Правильно подобранный и установленный свет — это вообще залог успеха во многом. Что бы ты ни снимал, ты можешь это приукрасить светом. Даже из пасмурного дня сделать солнечный при необходимости. В принципе, можно вообще создать почти любую атмосферу. Вторая задача — работа с камерой. Каждое движение должно быть в соответствии с драматургией сцены, актера. Необходимо правильно подобрать камеру, настроить разное оборудование, выбор соответствующей оптики объектива и так далее. Это тоже передает эмоцию героя и характер сцены.
Также оператор-постановщик включен в работу с декорациями, если съемки проходят в павильоне. Потому что он оценивает, как в кадре будут выглядеть эти обои и эти шторы, не говоря уже про мебель. Иногда я работаю в паре с режиссерами при выборе актеров на съемки рекламного ролика. Так что работа оператора — это далеко не просто стоять у камеры. Более того, я вообще чаще всего не нахожусь у камеры, не нажимаю на запись. Обычно я сижу на заднем плане, на плэйбэке, оцениваю работу всей команды и даю команды, кому что делать.
Про работу с Анной Асти и Инстасамкой
Предложения поработать на съемках каких-нибудь артистов, как правило, поступают через сарафанное радио. Ты снял одному, другому, тебя заметили, начали рекомендовать. Вот так потихоньку, начиная со съемок рэп-клипов малоизвестных команд, я перешел на более известных исполнителей. Одна из таких звезд, с которой меня свели как раз через сарафанное радио — Анна Асти.
На меня вышла Маша Жемчужина, режиссер. Мы с ней как-то снимали клип для Мота, для Скриптонита рекламу его напитка Base. И вот она предложила мне поработать над «Царицей» — клипом, который станет самым популярным у Анны Асти вообще. Да и для меня это тоже самый популярный проект: около 200 миллионов просмотров собрал.
Так же, через сарафанное радио на меня вышли для съемок клипа Инстасамке. Для этой работы меня пригласил Саша Романов, режиссер и креативный продюсер, владелец бренда Romanov Production. Он снимал большинство клипов для Моргенштерна*. Некоторые, кстати, я помогал ему делать. Клип Инстасамки тоже собрал множество просмотров — около сотни миллионов, по-моему. Так что имя ты себе нарабатываешь постепенно, от проекта к проекту, от знакомства к знакомству. Главное, делать все профессионально и на высоком уровне.
Со звездами специально знакомиться и общаться не стараюсь. Во-первых, это больше режиссерская работа, не моя. Во-вторых, не хочется выглядеть каким-то очередным фанатом, который подбежал, взял автограф, с глупым лицом сфотографировался и потом ушел, пошатываясь от восторга. Главное, что меня знают многие режиссеры и продюсеры как профессионала. Потому что личное есть личное, а работа есть работа
Ведут себя на площадке звезды по-разному. Кто-то действительно капризный, не хочет работать. То он курит, то общается с кем-то, то просто в телефон смотрит, не трогайте его. А та же Инстасамка очень профессионально относится к съемкам. «Пора работать» — «Да, сейчас». Минута — и она в кадре. И вообще никаких капризов, на площадке ведет себя максимально спокойно, позитивно. Хотя казалось бы, да? С ее-то образом. То же самое с Анной Асти. Обе очень отзывчивые, чуткие, всегда прислушиваются к советам. С такими комфортно работать.
Про рутину рекламы и уникальность клипов
Самое ремесленное — это съемки рекламы. Получаешь сценарий, читаешь, проходит бриф с обсуждением мнений и взглядов. Сама работа более или менее одинаковая. Уже по шаблону выставляешь свет, одни и те же настройки камеры. Ограничений никаких нет, сам на автомате уже делаешь. А в клипах все иначе. Там и бюджеты разнятся, и запросы артистов. Интересно работать с андеграундом, потому что это и взгляд новый на уже привычные вещи, да и портфолио пополняется новыми решениями.
Но и реклама может быть интересной. Снимали как-то ролик про автошины с необычным сюжетом: машины ездят без кузовов, прозрачные, в этих машинах сидят люди, будто в воздухе. Как реализовать? В итоге использовали специальную телегу и обтягивали ее хромакеем. Сажали туда актеров, потом саму телегу вырезали на монтаже. Это не только выглядит круто, это еще и думать надо, как снимать. Задействовали и Motion control (специальная комбинированная съемка с многократной экспозицией), и статичные кадры собирали для дублей, и кран специальный использовали. Был и кадр с большой высоты, где видно всю улицу через дорогу. Сложно и интересно в реализации. А зритель смотрит: ну ролик и ролик.
1Признан иноагентом.