Обзор ресурсов, помогающих разобраться в классической музыке.
_Тюменский симфонический оркестр открывает свой второй сезон 2 сентября. Для тех, кто хочет слушать симфоническую музыку со знанием дела, мы подготовили обзор интернет-ресурсов, вводящих начинающего меломана в курс дела._
1. Курс по классической музыке на «Арзамасе»
На просветительском сайте Arzamas есть курс «Как слушать классическую музыку», который ведут музыканты Петр Айду, Григорий Кротенко и Константин Дудаков-Кашуро.
Подборка включает небольшие, снятые в жанре современных научно-популярных «бесед», видеолекции с демонстрацией различных инструментов и музыкальных отрывков, а также дополнительные статьи по истории музыки, интервью с современными композиторами, анекдоты из жизни академических музыкантов, список для чтения и примеры дирижёрских интерпретаций.
2. Лекция про то, из чего состоит симфония, и как её слушать
На канале школы эффективных коммуникаций «Репное» есть лекция музыканта и журналиста Ляли Кандауровой «Симфония: биография одного жанра» о том, как не заснуть, слушая симфонию. Кандаурова рассказывает, из каких частей складываются произведения этого жанра. Она объясняет музыку через более понятную широкой публике терминологию литературы: главная и побочная тема, как герой и антагонист претерпевают некие приключения, словно в романе. Более того, в лекцию включено комментированное прослушивание симфонии, так что зрители могут на практике применить те знания, что им даются в теоретической части.
3. Интерактивное слушание Третьей (Героической) симфонии Бетховена
Героическая симфония Людвига ван Бетховена откроет концертный сезон в Тюменской филармонии. После комментированного прослушивания с Лялей Кандауровой пора попробовать самостоятельное слушание с помощью сайта симфонического оркестра Сан-Франциско. На сайте можно следить за музыкой по нотам, есть опция выделения темы и музыкального материала, из которого строятся темы, можно видеть, как меняется тональность, при этом наблюдая за видеозаписью исполнения с комментариями, поясняющими развитие музыкальных образов. На этом очень тщательно сделанном сайте есть также историческая справка, позволяющая больше узнать об обстоятельствах создания произведения и истории развития авторского замысла. Вот разбор Героической симфонии.
4. Историческая справка и Героическая в исполнении Венского филармонического
Справка о создании Третьей симфонии Бетховена на русском языке и видеозапись исполнения Героической оркестром Венской филармонии под управлением Кристиана Телеманна есть в рубрике «Арзамаса» «Симфония дня». Там же, кстати, можно найти и Девятую Шостаковича.
5. Лекция про Девятую симфонию Шостаковича
А вот](https://youtu.be/2ePDjvz9ns8?t=21m35s) небольшое пояснение к Девятой симфонии Шостаковича, которая прозвучит во втором отделении концерта 2 сентября. [Маэстро Шестаков трактует её как светлую и радостную мечту о новой жизни без войны. Однако музыковед Ольга Скорбященская из Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича предлагает несколько иную версию. Согласно приведённым в лекции источникам, отношение автора к 1945 году было не таким уж безоблачным. Например, во время работы над симфонией композитор узнал во всех подробностях о том, как взорвалась атомная бомба в Хиросиме. Музыковед предполагает, что веселье, доходящее в этом сочинении до гротеска, — говорит не только о радости от окончания войны, но и представляют защитную реакцию композитора на ужасающие стороны реальности, окружавшей его.
6. Девятая симфония Шостаковича в исполнении Венского филармонического и Леонарда Бернстайна
Бернстайн, как и маэстро Шестаков, говорит о Девятой симфонии Шостаковича как о «весёлой, карнавальной, праздничной, провозглашающей: «Ура, война окончена!», называет её «музыкальной «Человеческой комедией». Самого автора, обманувшего ожидания всех поклонников и политиков, называет комическим антигероем, сравнивает с Вуди Алленом или Микки Маусом, находит множество шуток и иронических моментов в симфонии. По представлению Бернстайна, Шостакович «показал нос» музыкальной традиции, ведущей начало от Девятой симфонии Бетховена, — со времён создания этого произведения все великие симфонисты либо не доживали до премьеры своих Девятых, либо не дописывали их, либо пропускали нумерацию, охваченные суеверием, сложившимся вокруг Девятых симфоний.