Dipol FM | 105,6 fm

Семейное образование: когда мама и папа вместо школы

В Тюменской области в 2014-2015 учебном году на семейное обучение перешли 27 детей.

_"Моему ребенку некомфортно в школе", «Школьная система обучения не подходит моему ребенку» — эти фразы можно услышать из уст родителей школьников. Кто-то занимается поиском нового учебного заведения, где условия лучше, гибче, уровень образования выше, а кто-то чувствует в себе силы полностью заменить весь педагогический состав и переводит детей на семейную форму обучения. Тем, кто раздумывает над вторым вариантом, стоит поторопиться — до начала учебного года осталось чуть больше двух недель. Точное число желающих перейти на семейное обучение в департаменте образования и науки Тюменской области пока не сообщают, т.к. оно еще будет меняться. Известно, что в прошлом учебном году в регионе образование в семье получали 27 детей._

Почему не школа?

Почему приходит мысль отказаться от обучения в школе? Причин для этого несколько: и несовершенство современной системы образования, и отсутствие индивидуального подхода к детям, и психологические особенности ребенка — не каждый может усваивать знания по заведенному расписанию в большом коллективе. Кроме того, имеет значение стиль жизни родителей и детей — мамы и папы могут постоянно находиться в длительных путешествиях, командировках, поездках, и ребенок сопровождает их и не может быть «привязан» к школе, или же учащийся — одаренный человек, который в силу серьезных занятий музыкой, танцами, спортом не может, как большинство его сверстников, пять раз в неделю в одно и то же время ходить на уроки.

Человеку, не разбирающемуся в тонкостях форм образования, может показаться, что домашнее и семейное обучение — одно и то же, но это не так. На домашнее обучение переводят ребенка, который по состоянию здоровья не может посещать школу, но это не значит, что он не является ее учеником — школа ответственна за те знания, что получит ребенок, к нему домой приходят учителя из этого образовательного учреждения.

При семейной форме обучения ребенок также не посещает школу, но ответственность за весь образовательный процесс несет не школа, а родители. Учебное заведение, к которому прикрепятся «семейники», лишь проводит промежуточный и итоговый контроль. Родители могут сами обучать свое чадо, нанять ему учителей; каким путем знания окажутся в голове у ребенка, школу не волнует, но нужно помнить, что действующее российское законодательство предъявляет ко всем формам обучения, включая и семейное образование, требование о соответствии их результатов федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Главное, чтобы аттестацию учащийся прошел успешно, иначе родителям придется распрощаться с идеей семейного обучения и вернуть ребенка в лоно школы.

По закону

Впервые такая форма, как семейное обучение, появилась в 1992 году, когда закон РФ «Об образовании» позволил родителям самостоятельно выбирать, где и как будет получать знания их ребенок, в том числе и вне школы. До того момента учиться дома могли только те, кто слаб здоровье.

До 2005 года в законе был такой любопытный пункт, весьма облегчавший жизнь «семейникам»: «Родителям (лицам, их заменяющим), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном общеобразовательном учреждении, определяемых федеральными нормативами». Это вполне справедливо — в бюджете страны заложены деньги на то, чтобы дети получили образование. Если ребенок не посещает школу, все бремя расходов на себя берут родители, так почему бы им не получать компенсацию? Эти деньги, как правило, тратились на приобретение учебников, оплату приглашенных педагогов и репетиторов, если мама и папа сами не справлялись с ролью учителя.

Однако эта статья утратила силу. Нет, совсем государство не отказало в поддержке семейного образования, но оно переложило эту функцию с федерального на региональный бюджет, причем в законе регионам не вменяется в обязанность выплачивать компенсации, поэтому финансовую поддержку территории России осуществляли по своему усмотрению, кое-где ее нет вовсе.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании», но вопрос о финансировании регулируется там так же, как в 2004 году, т. е. существует два варианта: первый — регион оплачивает обучение в объеме ФГОС или в объеме ФГОС и регионального, муниципального компонентов; второй — регион не финансирует семейное образование.

Как живется «семейникам» в Тюменской области

Проследить, как меняется из года в год число обучающихся в семье в Тюменской области оказалось невозможным. Как сообщили в департаменте образования и науки региона, данных за прошлые годы нет, т. к. семейная форма у нас не реализовывалась в том формате, что определен сейчас. Среди причин, побудивших тюменских мам и пап забрать чадо из школы, выделяются такие: проживание за пределами России, длительные командировки, религиозные убеждения и другие семейные обстоятельства.

Предусмотрена ли в нашем регионе финансовая поддержка тех, кто перешел на семейное обучение? На этот вопрос корреспондента «Вслух.ру» ответил директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер: «Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя все обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций). В частности, при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками, развитию способностей, приобретению опыта и применения знаний в повседневной жизни, а также формированию у обучающегося мотивации получения образования в дальнейшем».

Какой главный вывод могут сделать тюменские родители, собирающиеся обратиться к форме семейного обучения? Финансовой поддержки в нашем регионе не предусмотрено. Однако вряд ли это станет препятствием для тех, кто настроен решительно.

История одной семьи

Многодетная мама Ольга Лебедева (по образованию — филолог, недолго работала учителем) — одна из тех, кто считает, что образования в домашних стенах силами родителей вполне способно заменить ежедневные походы в школу. Старшие дети — десятилетний Ваня и восьмилетняя Маша — грызут гранит науки под руководством мамы и папы. Год семья прожила в Черногории, где ребятишки ходили в местную школу; приехав обратно в Тюменскую область, в деревню в Нижнетавдинском районе, дети стали учиться дома.

Ольга рассказала на примере Маши, как состоялся перевод: «В начале марта я пришла с просьбой оформить нас на семейное обучение в Нижнетавдинскую общеобразовательную школу, единственную в нашем районном центре. Ровно пять лет назад в этой школе я давала открытые уроки, проводила семинар для старшеклассников и родительское собрание в рамках районного конкурса «Учитель года-2010» и стала его победителем. Возможно, этот этап в моей короткой учительской биографии помог оформить дочку на семейное без лишних заморочек. Завуч доброжелательно приняла наше заявление. На мой робкий вопрос «Так вы нас берете? На семейное?» спокойно ответила: «Мы не имеем права не взять вас, такая форма образования прописана в законе «Об образовании». Вы знаете про аттестации в конце года? Сдавать нужно будет все предметы».

В апреле Ольгу пригласили в школу согласовать график сдачи аттестации по всем девяти предметам за второй класс. Мама попросила об интенсивной сдаче, поскольку готовилась к скорому появлению на свет своего пятого ребенка. Семье пошли навстречу и разрешили сдать все предметы за три дня. Аттестация была пройдена успешно на четыре и пять, второй класс у Маши за плечами, впереди — программа третьего класса.

«Мы учились вообще без учебников! Время от времени тренировались по тестам в Интернете. Каждый день не занимались, Маша все делала сама. Готовились более-менее активно к аттестации только по русскому и математике. Остальное — общая эрудиция ребенка, результат ее интересов, чтения книг, нашего образа жизни. В нашем доме уже шесть лет нет телевизора, нет никаких компьютерных приставок-игрулек, планшетов, смартфонов и вообще компьютерных игр, не имеющих отношения к обучению. Я совершенно не готовила Машу к чтению — потому что она много читает сама, а задание на аттестации было по тексту: прочитать и ответить на вопросы по содержанию. В итоге — ни одной ошибки, а учебника по чтению мы в глаза не видели. Совершенно не готовила ее к окружающему миру. Она сама постоянно читает энциклопедию, ищет информацию в Интернете, проштудировала обучающий диск за 1 и 2 класс по окружающему миру. То есть Маша несет ответственность за свою подготовку по этому предмету. И это ей по силам!»

Ольга сделала вывод, что самое сложное в семейном образовании — отпустить ребенка в свободное образовательное плавание, довериться его интересам. Она смогла это сделать. Такая форма обучения полностью устраивает всю семью — и взрослых, и детей. Ольга и ее супруг собираются и дальше обучать своих детей в семье, тем более, что школа настроена благожелательно.

_Семейное обучение не станет массовым явлением, поскольку далеко не каждый родитель сможет организовать образовательный процесс без помощи школы, да этого и не требуется всем детям. Такая форма — скорее исключение, но она необходима тем, кто по разным причинам не может учиться в стенах школы._

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!