В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами.
Сегодня Православная церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник также известен как Вербное воскресенье. Он традиционно отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой.
Торжественный Вход Господень в Иерусалим — один из великих праздников. Вербным Воскресеньем он называется потому, что в этот день за всенощной службой Божией или за утреней раздаются молящимся освященные ветви вербы или других растений, сообщается на официальном сайте Московского Патриархата.
В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. Верующие, держа в руках первые распускающиеся весною ветви, прославляют Спасителя, как Победителя смерти, потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит знаком победы Христа над смертью и должна напоминать о будущем воскресении всех нас из мертвых.
Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какой в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря.
Вход Иисуса Христа в Иерусалим для предания Себя на поругание, на унижение, на мучительную и позорную смерть на кресте ради спасения грешных людей имеет глубочайшее нравственное и символическое значение. Прообразом этого великого события считается вход Давида в Иерусалим после его победы над Голиафом. Давида радостно и благодарно встречал и приветствовал весь народ. И возревновал царь Саул и затаил злобу против Давида. Давид же, спустя некоторое время, стал великим царем Иудеи и Израиля.
В разных странах и у разных народов этот древний праздник имеет свои традиции. В России, например, вплоть до середины 18-го века в русских городах и деревнях обязательно проходили торжественные шествия. Их возглавляли архиереи и священнослужители, сидевшие на ослах или лошадях. При этом животных под уздцы непременно вели градоначальники, передает радио «Голос России». А в Москве, например, сам царь вел осла, на котором восседал первоиерарх Русской церкви.
Еще одна «чисто русская» особенность нынешнего торжества — освещение в церквях ветвей вербы, которая в северных широтах зацветает одной из первых. Именно поэтому в России нынешнее воскресенье зовется Вербным, тогда как в большинстве других христианских стран его называют Пальмовым.