На выставке представлено 177 работ.
«Выставка „Старый фотограф“ — это машина времени, которая переносит зрителя на столетие назад», — так охарактеризовал экспозицию, открывшуюся в тюменском музее ИЗО, ее идейный вдохновитель и создатель раввин Игорь Варкин.
Он сообщил, что посвятил лето сбору материалов — снимкам и сведениям о фотографах, работавших в Тюмени и Тобольске в конце XIX — начале XX вв. На выставке представлено 177 работ, это портреты известных личностей и тех, кто за давностью лет стал безымянным, городские пейзажи, событийная фотохроника столетней выдержки.
Экспонаты расположились в двух залах. Первый знакомит с фотографиями дореволюционного периода, второй — со снимками советских лет до 40-х годов. В основном представлены увеличенные копии фотографий, некоторые подлинники помещены в витрины и соседствуют со старинными фотоаппаратами, стеклянными пластинами и другими необходимыми в то время для создания фотографии предметами.
Выставка знакомит посетителей с четырьмя фамилиями фотографов. Игорь Варкин перечислил их: «Яков Фидлерман, Исайя Кадыш, семья Шустер, Соломон Кардонский, первый из них начал работать 1884 году, последний завершил свою работу в 1940 году. Они были летописцами своего времени. Посмотрите, какие лица они запечатлели, — несуетливые, спокойные. Раньше для человека сфотографироваться было событием, к этому готовились, одно фото делалось на годы».
Игорь Варкин сообщил, что одна из целей открытия выставки — вернуть тоболякам и тюменцам забытые имена фотографов, и коротко рассказал о них. Яков Фидлерман жил и работал в Тобольске, но об этом мало кто сейчас знает. Даже в тобольском музее сотрудники не задумывались, кто делал снимки для знаменитого фотоальбома, который был преподнесен в 1891 году юному цесаревичу Николаю, будущему российскому императору, который приезжал в Тобольск на открытие губернского музея.
Исайя Кадыш приехал в 1895 году в Тобольск из Омска, а затем перебрался в Тюмень. Он прославился здесь не только великолепными портретными работами, он стал летописцем техники того времени. Ему приходили заказы как специалисту, умеющему делать фотоколлажи, он их создавал в большом количестве — заводы, железные дороги, электростанции.
В семье Шустеров было три брата — Монс, Иосиф, Семен. Еще в детстве они познакомились в Тобольске с ссыльным поляком, фотографом Игнатием Людыком, что предопределило их судьбу. Все трое стали известными фотографами. Монс затем уехал из Тобольска, Семен стал фотокорреспондентом в первые годы советской власти, Иосиф же снимал всё и всех — Распутина, Текутьева, узников тюремного замка, тобольские пейзажи и многое другое. О нем писали местные газеты, называли его «вездесущим господином Шестером».
Соломон Кардонский был учеником Шустеров, он стал хроникером первых лет советской власти, на его снимках — просветленные лица строителей коммунистического будущего.
Представляет выставку Музейный комплекс им.