Сложность педагогической (не юридической) профилактики в том, что она ограничена и не убедительна. Асоциальное поведение вечно, как и социальное.
О проблемах профилактики асоциального поведения детей и подростков шла речь на сегодняшнем круглом столе, организованном руководством тюменского подросткового спортивно-туристского клуба «Алькор», курируемого Управлением по спорту и молодежной политике администрации города Тюмени.
Обсудить насущную тему и обменяться опытом работы, в Белом зале ТюмГУ сегодня собралось около 30 ученых, педагогов, медиков, психологов, сотрудников правоохранительных органов, УФСИН, представителей волонтерских движений, общественности и представителей социальных служб, ежедневно сталкивающихся с детским, подростковым девиантным поведением и призванных заниматься его профилактикой.
На первое место выходит проблема детского суицида, ДТП с участием детей, запрещенная информация в сети интернет и распространение синтетических наркосодержащих препаратов.
По словам директора Тюменского социально-педагогического центра «Дзержинец», профессора академической кафедры методологии и теории социально-психологических исследований ТюмГУ Ольги Селивановой, социальное поведение — это разрешенное поведение в каком-либо типе общества.
Пока существует человеческое общество, невозможно избавиться и от асоциального поведения некоторых его представителей: «можно победить преступника, но нельзя победить преступность, как социальное явление. Не было проблем, если бы нормы поведения были бы трудновыполняемыми. Все, что запрещает закон или общество (детям или взрослым), при желании легко осуществимо».
Сложность педагогической (не юридической) профилактики в том, что она ограничена и не убедительна. Асоциальное поведение вечно, как и социальное. Всегда будут существовать люди, не подпадающие под согласованные поведенческие нормы этого общества.
Селиванова видит единственный способ профилактики в устранении проблем и развитии светлых жизненных перспектив, являющихся стимулом для человека. В частности, надо с детства формировать личность ребенка, способную противостоять условиям негативных ситуаций. Закалять детей в радостях и сложностях жизни. Но всегда найдутся слабые и вести профилактику с ними бессмысленно.