История Виктора Тартанова, незрячего журналиста и шансонье.
Виктор Тартанов — музыкант, журналист. Казалось бы, что в этом такого? Но дело в том, что Виктор с 17 лет ничего не видит. Несмотря на сложную судьбу, он благодаря силе воли и великой цели не просто смог жить полноценной жизнью, но и стать известным интервьюером и популярным шансонье. Беседы со звездами в его соцсетях набирают множество просмотров, а песни помогают вылечить алкоголизм. А великая цель Виктора — рассказывать о проблемах людей с ограниченными возможностями, привлекать внимание к этим проблемам и добиваться их решения.
Виктор родился в Ростовской области, сейчас живет в Москве. Но с удовольствием путешествует по разным регионам страны, проводит круглые столы, дает концерты, общается с представителями региональной власти о жизни инвалидов. Не так давно совершил вояж в Тюмень и по городам ЯНАО и в последний день поездки согласился побеседовать с журналистом «Вслух.ру». Мы просто сидели за столиком в торговом центре и разговаривали, разговаривали, разговаривали…Я не слабовидящий. Я слепой
Термин «малозрячий» мне не подходит. Я слепой, давайте называть вещи своими именами. Журналист один спрашивает: «Насколько ты незрячий? Я вот тоже двое очков надеваю, чтобы читать». Или беседовали с девушкой, она потом тоже написала в газете: «интервью со слабовидящим». Говорю, с чего ты решила, что я слабовидящий. «А вы так уверенно заходите, садитесь за стол, я и решила, что немного видите». Увы, но я даже отблески света не вижу, если глядеть на солнце.
Родился я изначально с десятипроцентным зрением. Оно продолжило ухудшаться, так что к 17 годам ослеп полностью. Терять зрение очень тяжело, понимать, что происходит. Условное дерево за окном видишь с каждым днем все хуже и хуже, пока в один момент не просыпаешься, а вокруг тебя только пелена. Родители пытались лечить, возили на операции, в итоге я просто сам отказался. Толку нет, одни мучения.
Теперь, когда смирился с судьбой, надо было думать, как жить дальше. Решил заняться музыкой. Ну и, разумеется, просто так прийти в музыкальную школу и начать учиться было невозможно. Везде говорили, что у меня ничего не получится, раз зрения нет. Вообще, незрячим очень много дорог обрубается.
Но если долго мучиться, что-нибудь получится. И вот в одной из школ меня берет в ученики под личную ответственность замечательный человек — Валентин Арсеньевич Мануев. В итоге я научился играть на гитаре и на аккордеоне. Закончил школу с красным дипломом. А дальше надо идти работать, зря я что ли учился? Начал устраивать концерты. Слепой музыкант — это интересно, люди приходят. Сперва у себя в городе, потом в Ростове-на-Дону в Доме офицеров.Я потом узнал, что день моего рождения совпал с Международным днем слепых. Подумал — судьба. Цель моего творчества — привлечь внимание к проблемам инвалидов.
13 ноября — в Международный день слепых — я организовывал бесплатные концерты. Собирались студенты, старшеклассники, просто неравнодушная аудитория. Вплоть до тысячи человек. Концерт освещался телевидением, газетами, в интернете. Таким образом набирал популярность. Выступал в том числе и в Москве. Меня поддерживали знаменитости. В частности, на Цветном бульваре дали концерт с Домиником Джокером.
Конечно, без команды я бы не справился, спасибо им огромное. Главный мой партнер — супруга. Анна, помимо того, что прекрасная жена и помощник, еще и автор большинства песен — как слов, так и музыки. В организации поездок и общественной деятельности помогает Ольга Румянцева, она же и генеральный продюсер. Без Ольги вообще не было бы Виктора Тартанова, которого многие любят и ценят. Звуком занимается мой товарищ Дмитрий Шевелев. Спасибо большое друзьям, коллегам, партнерам. Одному точно было бы не вытянуть.
Периодически приглашали на разные телепередачи. И однажды во время очередного такого приглашения на один канал генеральный директор говорит: «Слушай, ну ты надоел уже. Ходишь каждый день почти, то на утреннюю передачу, то в новостях, то съемочная группа к тебе едет. Давай-ка мы тебя просто возьмем на работу!» Сделали под меня специальную программу, где рассказывал о людях с ограниченными возможностями, которые добились успехов в культуре, науке, спорте и так далее. Если о победах паралимпийцев знает вся страна, то о людях искусства что можно сказать? Диана Гурцкая, пожалуй, да Юля Самойлова.
Шансон — музыка души
В начале пути довольно быстро понял, что музыка, которую я пишу, не самая популярная. Хотелось работать на более широкую аудиторию. И я решил заняться лирическим шансоном. Первый альбом «В Ростове-на-Дону» сразу растащили пираты. Мы же тогда не разбирались ни в продвижении, ни в авторских правах. Но музыка зашла людям сразу. Одна из песен — «Рубиновое сердце» — в соцсети набрала около четырех тысяч лайков! Шансон — это сложный жанр, кто сказал, что он прост? Если он о трагедии, человек должен заплакать. Если радость, то радоваться. Шансон должен пробирать до глубины души. А это действительно ой как непросто.
Между тем семья моя росла. Появилась четвертая дочь. И стало понятно, что в Ростовской области уже не вытяну. Сел на самолет и поехал в Москву. Просто так вот — либо пан, либо пропал. По сути, у меня там никого не было, только вариант, где недорого снимать жилье. Рассчитывал, что быстро устроюсь на какой-нибудь телеканал, но конкуренция в столице огромная, кому я там нужен. Через полгода устроился на радио Российского общества слепых. Полгода жил один, пытался устроиться. Потом перевез в столицу семью.
Один раз меня пригласила на свою передачу писательница Дарья Донцова, она тогда вела программу «Я очень хочу жить». Пришел, пообщались, и я понял, что интервью — это очень круто не только, когда берут у тебя, но и когда берешь ты. И после этого тут же договариваюсь взять интервью уже у Донцовой, наоборот. А чтоб ты понимал, она вообще почти никому не дает интервью, с характером дама. Записал на диктофон, выложил в блог. И с той поры перешел в блогерство, начал работать в соцсетях.
Общался с огромным количеством звезд. И с Джигурдой, и с Димой Маликовым. Кстати, Джигурда, на удивление, оказался совершенно адекватным человеком. Я ожидал всякое, но мы очень мило пообщались. Он потом признался: «Витя, меня часто специально провоцируют на камеру, выводят из себя. Потом оставляют только эпатаж и скандал, остальное вырезают». Вообще, научился раскрывать людей. Например, ты знал, что Пьер Нарцисс, царствие небесное, был очень верующим человеком, православным?
В Ютубе я стал узнаваемым блогером, набирал хорошие просмотры. Естественно, обратило внимание столичное телевидение. Приглашал Малахов два раза, я отказал. Человек он скандальный, провокатор. Зато сходил к Гордону. Он, кстати, друг Джигурды, я советовался с Никитой перед передачей. И после одобрения уже смело пошел.Главная миссия — рассказывать о проблемах инвалидов
Несмотря на медийность и популярность, я помнил, главное — это сообщать людям о проблемах инвалидов, рассказывать о жизни людей с ограниченными возможностями. Поэтому я езжу с концертами на гастроли, как раньше, но теперь уже в масштабах всей страны. И вот Тюменская область и Ямал понравились больше всего, недавно приехал с севера.
Салехард и Тюмень — города со своей душой. Сложно объяснить, что я имею в виду. Но раз я слепой, то обостряются другие чувства, какие-то в том числе и нерациональные понимания. И вот есть в душе такой фильтр, естественный отбор, я научился чувствовать. Людей, животных, города, понимать их ауру и настроение.
Поездка по Ямалу заняла две недели. Я побывал в Лабытнанги, в Ноябрьске, в Салехарде. В Ноябрьске провели круглый стол, к которому подключились по видеосвязи 13 регионов, включая Москву, Крым, Ростовскую область, Новгород и так далее. Встреча прошла продуктивно, приняли решение чаще собираться, обмениваться информацией, обсуждать и решать проблемы, которые у инвалидов всех регионов, в сущности, одинаковые.
Главное — обратная связь. Выступал как-то перед алкозависимыми, людьми опустившимися социально. Просто разговаривал с ними по-простому, как обычно. Рассказал, что я слепой, что живу полной жизнью, что ничего случившееся с тобой не может стать приговором. Потом мне сказали, что половина аудитории завязала с алкоголем. Просто так подействовала наша встреча.Один раз ехал в такси, и водитель говорит: «Помнишь, несколько лет назад ты выступал в исправительной колонии? Так вот среди зэков был и я. Послушал тебя и решил: выйду, изменю свою жизнь. Вот, работаю теперь, женился, все хорошо». В такие моменты понимаю, что живу не зря.
У меня богатый репертуар. Для каждой категории людей есть свои композиции. Для бабушек и дедушек пою романсы. Молодежь мотивирую жизнеутверждающими композициями. Песни просто усиливают в том числе и патриотизм, а это очень важно. Познакомиться с песнями можно прямо на моем сайте — «Виктор-Тартанов.ру»
Сейчас работаем над записями подкастов. Чтобы мои передачи распространялись по всем цифровым площадкам. Мои программы могут выходить на видео, но ведь, по сути, это ж именно радиопередачи. Главное — разговор. И в этом разговоре люди раскрываются. Самые известные звезды начинают откровенничать. Отличный и душевный разговор получился с Дмитрием Варшавским из группы «Черный кофе». Маликов раскрылся, сказал, что он очень верующий, рассказывал о пользе молитвы, о раскаянии. Не побоялся раскрыть душу и показать веру. Когда люди видят, что мне важна их душа, а не нижнее белье, то и отношение меняется.Тюмень — город, в котором хочется жить
Сейчас хочется записать несколько песен о Тюмени и Ямале, настолько регионы запали в душу. Согласен полностью с Собяниным, что Тюмень — лучший город Земли. Это лозунг, который на устах у всех. И люди действительно это понимают. Ладно Собянин, но я ехал в такси из аэропорта, и таксист с удовольствием и любовью хвалил город. Где такое еще встретишь?
Город очень развивается. Я слепой, а и то это вижу. Вижу, какие здесь возможности. Здесь есть всё, чтобы добиться, успехов, в том числе и карьерных. Хорошие дороги, крупные торговые центры, счастливые люди. Люди — вообще главный показатель. Казалось бы, Сибирь, люди должны быть мрачные, а тут все открытые, веселые, жизнерадостные! В Москве все ходят замкнутые и грустные. А тут совсем другое все. Живое, настоящее!
Мне Тюмень настолько понравилась, что сейчас всерьез рассматриваю вариант перебраться сюда на постоянное место жительства. Устроиться бы в какое-нибудь местное СМИ, работать, жить. Я ведь для города тоже могу многое сделать. Интервью у любой звезды взять — запросто. Разговорить любого замкнутого респондента — конечно. Ну и популяризировать тему людей с ограниченными возможностями, само собой. Хотя в Тюмени таких явных проблем нет, об инвалидах заботятся.
Фото: Глеб Садов