Dipol FM | 105,6 fm

Премьера в "Ангажементе" - лирические приключения старушек в трамвайном депо

Несмотря на то, что сцена малая, работа на ней была проведена масштабная.

— Потом чайку, и опять в рейс…

Засидевшаяся в четырех стенах Катерина, героиня премьерной постановки «Угонщица» в театре «Ангажемент», готова воплотить в реальность чужую выдумку, лишь бы только почувствовать себя живой, настоящей. Очень карантинную пьесу, на самом деле, написал уральский драматург Алексей Еньшин в 2018 году. В 2019-м ее взяли в «Четкие читки», в 2020-м — на малую сцену. А в зале под каждой маской наверняка скрывалась своя история самоизоляции, как и мечта о ее преодолении.

Замес — в духе времени. Пранкеры шутят над старушками.

Каким-то образом сочиненная ими история об угоне трамвая и пикнике с горячительным и пирожками просачивается в СМИ, не утруждавшимися проверкой фактов. Позже сами же шутники раскалываются: старушки ни при чем, не было никаких старушек. Но эта нелепая история стала песчинкой, вызвавшей лавину в жизни одной из бывших вагоновожатых (Людмила Петрушева). Лавина эта, безудержная, беспощадная, затянула всех, кто был рядом, от алкашей за стенкой до полицейского, пытавшегося в одиночку противостоять этой стихии, безуспешно.

Пьесу на читках и на сцене поставил артист театра «Ангажемент» Денис Рекало. Это не первая его работа в театре в качестве режиссера, но впервые в «Ангажементе» он указан и как художник-постановщик. Несмотря на то, что сцена малая, работа на ней была проведена масштабная, учитывая прошлогоднюю, теперь получается — тренировочную читку с проверкой на зрителях. Их отзывы и решили дело.

Потому и увиденное становится событием, важной для театра премьерой.

Смелость и отчасти дерзость постановки заключается не только в выборе молодым режиссером для молодежного театра пьесы про пожилых людей, которые при этом остаются современными персонажами, но и в предельном обнажении приемов. Зритель видит пожилых героинь, у которых, по умолчанию, все позади, на пустой в общем-то сцене. Как, чем мое внимание вы собираетесь удержать, мог бы спросить он, если бы у него был шанс. Денис Рекало умудряется так густо застроить эту пустоту и обмануть ожидания, что все вопросы скоро пропадают.

Сцена действительно пуста.

Серая бетонная коробка с тремя проемами в задней стенке. Два закрыты дверями, а в третьем виднеется обычный разрисованный граффити лифт. Посреди непривычно пустого пространства панцирная койка и тетрис из старых телевизоров (вот зачем театр бросал клич по их сбору), показывающих поначалу телевизионный снег. И это пустое пространство и экраны телевизоров становится единым холстом, куда проецируются тревожащие героиню образы идущего трамвая, снова и снова, по кругу. «Чайку, и опять в рейс». В какой-то момент этот замкнутый рельсовый круг в реальности распался, но в жизни героини в каком-то смысле остался прежним.

Ощущение пустоты пропадает.

Опытные артистки театра Людмила Петрушева и Ксения Кудрявцева получили возможность сделать ценное заявление — пожилые люди, запертые в своих квартирах, потому что не в силах спуститься по лестнице, выключенные из жизни, уже как бы свою жизнь номинально прожившие, но еще остающиеся, ждущие неизвестно чего, они реальны, с чувством юмора, беспощадным, бездумным, на зависть, авантюризмом и желанием просто жить и дышать. И этим героини, Катя и Таня, собственно, не отличаются от любого другого человека какого бы то ни было возраста.

Что символично, героини не вызывают жалости и чувства вины.

Возможно, потому, что созданы на тот момент 38-летним автором, о пенсии скорее всего знающим понаслышке. Но, к примеру, Катерина в исполнении Людмилы Петрушевой, хотя и едва передвигается по квартирке на больных ногах, тех самых, которые не в силах доставить героиню за пределы ее бетонной тюрьмы, но в какой-то момент искрометно пляшет, отпустив свои страхи, захваченная эйфорией от своей новой разбойничьей идеи, вдохновленная на дерзкое преступление, собирающаяся таким образом стать заметной, вернуть свою жизнь. Ее Катя — «преступница» лирическая, романтическая. Не жалость, а скорее зависть она вызывает. Терять ей нечего. Отчего бы и не помахать юбкой в окне угнанного трамвая? Таня Ксении Кудрявцевой настроена скептически, держит себя строго и даже сурово, хотя налицо ее мягкость. Но, видя, как веселится Катя, Татьяна тоже постепенно отпускает вожжи, тает.

Главный акцент автор, а за ним и режиссер ставит не на возрасте, одиночестве и заброшенности как будто стертых, вычеркнутых из жизни пожилых женщин, а на отношениях двух героинь, запутанных, неловких и, вроде бы, малозначимых. Или, на самом деле — на отсутствии отношений. Ну что там, в конце, концов, они могли не поделить? Клубок ниток, корвалол, коробку с бирушами? В течение последних сорока лет Таня лишь однажды приближалась к Катиному дому, и то только для того, чтобы проверить, не ее ли мертвое тело нашли пролежавшим полгода в запертой квартире, о чем писали в новостях. При этом так или иначе, даже на расстоянии, в состоянии бойкота по крайней мере одна из них продолжает разговаривать с другой, бесконечно проговаривая свою часть диалога. Она и сейчас пришла только проверить, не в тюрьме ли Катерина. Пьеса выстроена так, что тесной связи двух героинь мы узнаем постепенно, и лишь в кульминации понимаем, насколько эта связь глубока и прочна, несмотря ни на что.

Эти связи — когда все отношения оборваны, прекращены, все точки над и расставлены, все мосты сожжены и взорваны, адреса забыты, а номера телефонов удалены — если они настоящие, каким-то чудом налаживаются, прорастают вновь. Незаметно для героев и зрителей. Ну, а в свете последних событий можно добавить: чем дольше изолируемся, тем больше трамваев потребуется угнать.

А как впихнули в постановку трамвай?

Как ни странно, трамвай был. Трижды. Безумные, похожие на чужие сны, проекции несущегося трамвая — раз. Многофункциональная панцирная койка, исчезающая их обихода, как и трамваи, призрак иного, уходящего быта — два. Простой и шикарный ход — два ярких желтых прожектора за одной из дверей, возникающих внезапно и исчезающих так же, как будто в обычном коридоре многоэтажки проезжал виновник всего случившегося, — три. Жаль только, что вот этот ход с трамвайными огнями не становится по-настоящему акцентной точкой, мелькнув, как показалось, довольно случайно.

Для кого спектакль?

В зале на премьере сидела довольно разномастная публика. Наверняка и те, кто знал тюменскую «Угонщицу» по читкам. И все похохатывали. В пьесе много смешного, забавного, что артисты театра сделали еще более объемным и ярким.

Удивительным образом финал пьесы не оставляет ощущения трагедии. Наоборот, вся непростая история «старушек», собравшихся угнать трамвай, перерастает в давящий на мимими момент единения, даже идиллии. Сложно сказать больше, не пересказывая сюжет. Но самые любопытные придут в театр, а самые настырные разыщут пьесу. Словом, не важно, сколько вам лет, если вы когда-либо по-настоящему, окончательно и навсегда ссорились с близкими (а кто нет?), постановка для вас.

Следующие показы — в ноябре.

_Фото со страницы театра в ВКонтакте_

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.
Последние новости
Магазин "Лента" в Тобольске выплатит 600 тысяч за травму сотрудницы
Магазин "Лента" в Тобольске выплатит 600 тысяч за травму сотрудницы
Женщина до сих пор еле передвигается.
#новости Тюмени
#травма
#суд
#ущерб
#деньги
В Югре мобилизованные получат две выплаты по 250 тысяч рублей
В Югре мобилизованные получат две выплаты по 250 тысяч рублей
Решение приняло региональное правительство.
#ХМА
#Югра
#Наталья Комарова
#СВО
#мобилизация
#деньги
#выплаты
#спецоперация
#Донбасс
Минобороны назвало компании, чьи сотрудники не попадут под мобилизацию
Минобороны назвало компании, чьи сотрудники не попадут под мобилизацию
Однако работодатели должны позаботиться об этом и подать списки.
#новости Тюмени
#мобилизация
#сотрудники
#работа
#Минобороны
ВТБ запустил депозиты в юанях для бизнеса
ВТБ запустил депозиты в юанях для бизнеса
В рамках нового предложения банк индивидуально подбирает максимально удобные и выгодные условия по рыночным ставкам.
#финансы
#банки
#кредиты
#проценты
#новости России
Полковник ФСБ в отставке Николай Зензин: Мобилизация - сильный ход России
Полковник ФСБ в отставке Николай Зензин: Мобилизация - сильный ход России
Он назвал решение президента неожиданным, но правильным.
#новости Тюмени
#мобилизация
#Донбасс
#референдум
#спецоперация
#СВО