22 октября губернатор Тюменской области Владимир Якушев обратился к депутатам Облдумы, представителям бизнеса, органов власти, деятелям культуры и общественности с ежегодным Посланием.
22 октября губернатор Тюменской области Владимир Якушев обратился к депутатам Облдумы, представителям бизнеса, органов власти, деятелям культуры и общественности с ежегодным Посланием."Уважаемые депутаты Тюменской областной Думы! Уважаемые почетные граждане, представители органов власти, науки, культуры, деловых кругов, местного самоуправления! Дорогие тюменцы! Каждое мое послание, в котором подводятся итоги нашей совместной работы и ставятся очередные задачи, произносится в новой ситуации. Но это послание — особое. Потому что особым был этот год. Многое изменилось — и в мире, и в России, и в нашей области. Вы знаете, что год нынешний проходит под знаком слова «кризис»; это слово уже стало привычным, автоматическим ответом на многие, если не на все вопросы. Но давайте вспомним его первоначальное значение. В переводе с греческого слово «кризис» означает «решение», «поворотный пункт». Кризис — не катастрофа, а точка преобразования и время выбора. Под этим углом я и предлагаю оценить наши действия и наметить пути дальнейшего движения — движения в будущее. Мы не отказываемся от того образа будущего, который был очерчен ранее и получил новую конкретизацию совсем недавно в статье Президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева «Россия, вперед!». Мы должны откликнуться на высказанный в ней призыв к участию в дискуссии по подготовке практических планов развития нашего государства. Если уж полтора века назад историк и этнограф Николай Абрамов писал, что «тюменцы живого характера, расторопны, трудолюбивы, смышлены», то и сегодня мы обязаны соответствовать характеристике, данной нашим предкам. Тюмень никогда не отсиживалась в тылу, не будет — и сейчас. Да, когда глобальные финансово-экономические потрясения всерьез затронули Россию и нашу область, пришлось нелегко. Но сразу скажу — мы удержали ситуацию под контролем. Хочу поблагодарить за существенную помощь в этом деле антикризисный штаб Уральского федерального округа, возглавляемый полномочным представителем Президента Российской Федерации Николаем Александровичем Винниченко. Снижение основных экономических показателей было неизбежно. Однако почти по всем из них падение оказалось ниже, чем в среднем по России. За январь — июль 2009 года инвестиции в основной капитал у нас сократились на 11.6% к аналогичному периоду прошлого года, а в России в целом — на 18.8%. Промышленное производство в стране упало на 14%; в Тюменской области — только на 7.2%. Более того, по некоторым параметрам наблюдается рост. В очередной раз доказал свой статус одной из передовых отраслей областного хозяйства наш аграрный сектор. Высокие темпы прироста производства молока, самая высокая в Уральском федеральном округе урожайность зерновых и зернобобовых культур, выше средней по России урожайность картофеля и овощей (не на самой, как мы знаем, плодородной земле) — этим можно с полным основанием гордиться. Еще один прорыв — долгожданный ввод в эксплуатацию объектов нефтедобычи на Урненском и Усть-Тегусском месторождениях. В августе был добыт первый миллион тонн нефти, к концу года эта цифра будет удвоена. Если в целом по Российской Федерации добыча нефти за 9 месяцев текущего года увеличилась на 0,6%, то в области она выросла сразу на 88,6% или почти в два раза. Конечно, тут сыграл свою роль эффект «низкого старта», но для нас это событие — одно из ключевых в деле диверсификации тюменской экономики за счет развития нефтедобычи на юге области. Развивается и нефтехимический комплекс. Так, объемы переработки углеводородного сырья на «Тобольск-Нефтехиме» за 9 месяцев 2009 года не только не упали, но и возросли по сравнению с показателями прошлого года на 10%. Интегральный показатель устойчивости тюменского общества — демографические индикаторы. Рождаемость в 2008 году достигла 15 новорожденных на 1000 человек (в России — 12.1). За семь месяцев этого года у нас появилось 12 083 младенца. Это на 721 ребенка больше, чем в прошлом году, — разве не радостно представить себе за этими цифрами живые детские лица и голоса? Прав был финский политик Урхо Кекконен, заметивший как-то: «Будущее нации зависит не от числа автомобилей, а от числа детских колясок». Еще одним свидетельством того, что Тюмень в целом выдержала испытания этого года, служат социологические данные. Согласно им в последние месяцы стали появляться признаки восстановления социального оптимизма. Конечно, более половины жителей области все еще чувствуют общее ухудшение экономической ситуации. Но доля тех, кто замечает ее постепенное исправление, с февраля устойчиво растет. Особо отмечу два момента. Во-первых, если сначала наибольшую тревогу по поводу кризиса высказывали люди пожилого возраста, то сейчас именно они наиболее оптимистичны. Это, конечно, подтверждение верности и эффективности социальной политики, проводимой федеральной и региональной властью. Но еще и поучительный факт: ведь речь идет о людях, многое повидавших и переживших, людях, которым есть с чем сравнить нынешние испытания, — и понять, что не так уж они страшны. Вот какой настрой надо передать молодежи, иногда опускающей руки при первом же столкновении с жизненными трудностями. Это стало бы эффективной трансляцией лучших традиций нашего народа, действенным проявлением живой связи поколений. Во-вторых, все больше жителей области — уже практически две трети - в случае ухудшения своего материального положения готовы действовать самостоятельно, противостоять кризису без посторонней помощи. Не первый год я говорю о необходимости прямого участия граждан в определении собственной судьбы, превращения человека из объекта административных влияний в свободно действующего субъекта. Может быть, главная польза кризиса в том, что процесс пробуждения личной инициативы сдвинулся с мертвой точки. Но сдвинулся только-только. Пока же констатирую — в целом наша антикризисная политика оказалась адекватной возникшим вызовам. Предпринятый правительством области оперативный финансовый маневр — существенное увеличение объемов выделяемых из областного бюджета средств на компенсацию процентов по кредитам, банковским и лизинговым платежам, повышение размера компенсируемой части до 100% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, введение льгот и рассрочек по арендной плате за использование земель и государственного имущества — позволило предприятиям продолжать обслуживание взятых ранее кредитов на модернизацию производства и в целом сохранить финансовую устойчивость. Срочно была разработана Программа по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда. Она позволила сохранить трудовые коллективы, кадровый потенциал предприятий. Удалось защитить от сокращения более 14 тысяч человек. Очень полезной оказалась наша программа самозанятости, о чем лучше всего свидетельствует доля удовлетворенных результатом участников программы — их более 70%. По итогам недавнего совещания руководителей территориальных органов Роструда и органов исполнительной власти регионов Уральского и Сибирского федеральных округов руководитель Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций заявил: «В России нет других таких субъектов, как Тюменская область, где так же эффективно выстроена работа органов власти со службами занятости населения и инспекциями труда, где так же эффективно идет работа с гражданами — предметная и конкретная». Думаю, мы имеем полное право гордиться этой оценкой. Малое и среднее предпринимательство и раньше было одним из главнейших наших приоритетов. Кризис только подтвердил дальновидность этой позиции. Поручительства Гарантийного фонда при получении кредитов в банках, целевые займы от 6% годовых на период до трех лет, снижение до 5% налоговой ставки для предпринимателей, работающих по упрощенной схеме налогообложения, запуск системы грантовой поддержки начинающих бизнесменов, о необходимости создания которой я говорил в прошлом году и которая наконец заработала, облегчение доступа субъектов малого предпринимательства к получению государственных заказов, предоставление им льгот при подключении к сетям электроснабжения — это даже неполный перечень использованных нами инструментов. В 2009 году финансирование мер поддержки малого и среднего бизнеса увеличено в 2,5 раза, соответствующих муниципальных программ — более чем в 7 раз. Результат проявляется сразу — мы ожидаем, что к концу года объем производства товаров и услуг на малых и средних предприятиях, получивших государственную поддержку, вырастет на 18%. При этом нами найден разумный баланс поддержки предприятий и поддержки незащищенных слоев населения. Соблюдаются все публичные обязательства, закрепленные в федеральном и региональном законодательстве, активно работает межведомственная комиссия по проведению экономически обоснованной ценовой политики на социально значимые продовольственные товары, сдерживается рост жилищно-коммунальных тарифов для населения. Да, тарифы растут, но давайте не забывать, что они остаются ниже установленных Федеральной службой по тарифам. Так происходит далеко не в каждом регионе. Резюмируя, можно сказать: мы не просто «забрасываем» проблемы деньгами. Мы создаем долгосрочно действующие институты поддержки самостоятельной активности бизнеса и отдельных граждан. Что отсюда следует? Еще раз сошлюсь на статью Дмитрия Анатольевича Медведева, цитирую: «Россия работает. Она уже не то полупарализованное полугосударство, каким была ещё десять лет назад. Все социальные системы функционируют. Только этого недостаточно». Почему такой неожиданный вывод? Потому что устоять на месте под ударом внезапной волны, конечно, важно, но это только полдела. Еще важнее — оседлать эту волну и использовать ее энергию. Я хорошо помню, что год назад мои слова «Будущее уже началось» были восприняты с прохладцей, как ни к чему не обязывающая фигура речи. Теперь, надеюсь, все почувствовали, каково это — когда будущее бьет наотмашь? Кризисы, подобные нынешнему, дают начало новым большим экономическим волнам, более того, новым социальным состояниям. Кризис — повод не для сужения, а для расширения горизонта планирования, он открывает новые «окна возможностей» — и, кстати, закрывает старые. Да, выполнение таких продиктованных здравым смыслом и вообще-то элементарных требований к управлению региональным развитием, как гибкость бюджетной конструкции, ювелирная точность при выборе направлений инвестиционной активности, стимулирование предпринимательства, из желательного превращается в категорически необходимое. Но решающим фактором в подобных условиях становится то, что мы называем инновациями. Всем должно стать ясно, что инновации — не пустая риторика и не чья-то блажь, а условие выживания в стремительно меняющемся мире. Инновации — это не просто набор технических новинок и приемов. Инновации — это образ мысли и действия. Инновационный образ мысли — это способность уже сегодня обнаружить те плацдармы, которые понадобятся завтра. Инновационный образ действий — способность их занять. Это разработка идеи, проекта, технологии, производство продуктов и услуг, конкурентоспособных по мировым меркам. Может быть, кому-то такая планка покажется слишком высокой. Но иных вариантов нет. Кто не сможет ее взять, останется в вечном вчера. В этом отношении большие надежды возлагаю на подписанное в сентябре 2009 года Соглашение о сотрудничестве между Российской академией наук и Правительством Тюменской области. Его основной целью является мобилизация всего того интеллектуального потенциала, до которого мы сможем только дотянуться, для — цитирую — «увеличения инновационного потенциала Тюменской области». Уверен, такой подход — единственный путь к настоящей, долгосрочной конкурентоспособности. Не только нашей продукции, но и нашего общества, нас самих. Именно с точки зрения инновационного потенциала я предлагаю проанализировать наши основные приоритеты на ближайший год, руководствуясь простым критерием: что — не инновация, то — не приоритет. А настоящим инновациям гарантирован полный пакет мер государственной поддержки. Мы будем возмещать затраты по участию в презентациях инновационных проектов. Мы будем компенсировать расходы по патентованию результатов научно-исследовательской деятельности, аренде производственных площадей и созданию опытных образцов конкурентоспособной инновационной продукции. Мы проведем региональный грантовый конкурс Губернатора Тюменской области на реализацию технологических инноваций на ранней стадии. Мы будем предоставлять инноваторам движимое и недвижимое областное имущество в безвозмездное пользование или на условиях льготной аренды. Власть может и должна создавать условия для реализации инновационных инициатив — но сами инициативы создаются не властью, а деятельными, творческими субъектами. Большим инновационным потенциалом обладает тюменская наука. Достаточно сказать, что только за 2008 год Тюменским государственным университетом реализовано 25 крупномасштабных научно-исследовательских проектов, имеющих прямой выход на практический результат. Тюменский государственный нефтегазовый университет является участником федеральной программы «Развитие научного потенциала высшей школы». В ее рамках получили поддержку семь научно-исследовательских проектов вуза. В 2008 году университетом подана в Роспатент 61 заявка на патентование объектов интеллектуальной собственности. Сферой опережающего внедрения инновационной культуры является — и должен ею остаться — наш нефтехимический и энергетический комплекс. Мы ожидаем долгосрочного эффекта от реализуемого «Сибуром» проекта по созданию полипропиленового производства мощностью до 500 тыс. тонн в год. Ввод данного объекта в эксплуатацию намечен только на 2012 год — но это и есть доказательство нашей способности действовать в рамках расширенного горизонта планирования. На территории региона появится собственная масштабная индустрия глубокой переработки углеводородного сырья, а в дальнейшем будет сформирована тобольская нефтехимическая зона опережающего роста, выпускающая широкий спектр химической продукции, ориентированной как на экспорт, так и на замещение импорта. Нефтепереработка - тоже новое для нас дело, и именно потому здесь открываются те самые новые «окна возможностей». Антипинский нефтеперерабатывающий завод в этом году сработал неплохо, сохранив объем производства нефтепродуктов. Но надо ускорить строительство его второй очереди, что позволит увеличить объемы первичной переработки нефти до 4 млн. тонн в год, — и сделать это необходимо уже в следующем году, чтобы прочно занять свое место на восстанавливающемся рынке. В ноябре 2008 года заработал бизнес-инкубатор технопарка «Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа», о котором я говорил в предыдущих посланиях. Внешне все выглядит неплохо. Но 12 инновационных фирм, за год ставших резидентами бизнес-инкубатора, — это много или мало? Да, среди них есть разработчики замечательных проектов — таких, как создание нефтесорбирующего бона, действующего на основе биотехнологий, или приборов «Фотекон» для экспресс-контроля качества жидкостей при добыче и переработке углеводородов. Но вообще-то 12 — конечно, мало. Технопарк создавался для того, чтобы делать конкретное дело. И делать быстро. Быстрее надо действовать и в энергетике. В ближайшие годы нас ждет рост объемов энергопотребления, и надо к нему заблаговременно готовиться, выводить на завершение наши проекты как в электрогенерации, так и в сетевом хозяйстве. В 2010 году мы введем в эксплуатацию второй парогазовый энергоблок на Тюменской ТЭЦ-1, завершим реконструкцию Тобольской ТЭЦ с увеличением ее мощности почти в полтора раза. Одновременно должна быть закончена реконструкция нескольких подстанций. В результате повысится надежность энергоснабжения потребителей, а установленная электрическая мощность областной энергосистемы возрастет сразу на 16%, что позволит создать значительный резерв, а также поставлять электроэнергию в энергодефицитные регионы. Параллельно с наращиванием мощностей важно интенсивнее внедрять ресурсо — и энергосберегающие технологии. Поручаю завершить работу над долгосрочной программой по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Тюменской области на 2010 — 2020 годы. Лесная отрасль. Стабильность в этой сфере сохранена. Созданы институциональные рамки для инновационного развития, повышения доходности, установления действенного механизма частно-государственного партнерства. Я имею в виду утверждение Лесного плана Тюменской области на 2008 — 2017 годы, разработанного по нашему заказу Институтом экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук. Теперь надо этим пользоваться. Сегодня деревообрабатывающая отрасль нуждается в инновационных технологиях. Чего ждем? Опять административного сигнала? Так я даю сигнал: «Думайте и действуйте немедленно!». Конечно, есть и точки потенциально прорывного роста — в первую очередь связанные с интеграцией лесного комплекса и использованием современных биотехнологий. Важным событием стало подписание в мае 2009 года Правительством Тюменской области, корпорацией «Биотехнологии» и управляющей компанией «ПАРТИКОМ» соглашения о намерениях по созданию на территории региона предприятия по глубокой переработке отходов лесопиления и деревообработки, низкосортной древесины и производству разнообразной инновационной продукции, в том числе биотоплива второго поколения. Осталось превратить намерения в дела. Снова и с особым удовольствием возвращаюсь к положению дел в нашем аграрном секторе. Ведь те замечательные показатели, о которых я говорил вначале, были достигнуты прежде всего благодаря фронтальному внедрению инновационных подходов. Потому они и дали такой результат — в сельском хозяйстве произошла «перемена умов», без которой никакие технические усовершенствования не сработали бы. Более 80% площадей, занятых под зерновые и зернобобовые культуры, возделывается по ресурсосберегающим технологиям; картофель и овощи открытого грунта выращиваются по индустриальным методикам на 92% посадочных площадей. Количество племенных животных в общем стаде удалось довести до 50%. Современное доильное оборудование не калечит коров и радикально повышает надои. Можно уверенно сказать, что наше сельское хозяйство фактически уже стало высокотехнологичной отраслью. Специально хочу подчеркнуть, что это в полной мере относится и к небольшим хозяйствам. В 14 районах частные хозяйства перешли на индустриальные технологии возделывания картофеля; стремительно строятся минифермы, прежде всего в тех районах, — Армизонском, Аромашевском, Тобольском, Юргинском — где спад в начале года был самым острым. Так, кстати, и выясняется, что переход на инновационные рельсы дает собственно не только экономический эффект, но и социальный… Конечно, перечисление далеко не полное. Но надо признать — инновационное поведение еще не стало для нас нормой, естественным стандартом жизни. Приведу только два примера. В одном из документов, подготовленных для работы над посланием, я с горечью прочел буквально следующее, только вслушайтесь: «удельный вес инновационно-активных организаций в процентах к общему числу обследованных организаций по Тюменской области составил 7.4%, что превысило значение 2007 года на 1,6%; прогнозное значение на 2009 год — 8%». Не правда ли, потрясающие цифры, просто «астрономические»! Можно, конечно, предположить несовершенство учетных инструментов — я уверен, что на самом деле наше положение не столь позорно. Ну так надо создавать новые инструменты, подобные, например, Европейскому инновационному табло — на сегодняшний день наиболее полной, глубоко структурированной и, главное, эффективно используемой в принятии управленческих решений базе данных по инновационной активности. Есть у нас что-либо хоть отдаленно похожее? Или другой пример: в государственную корпорацию «Роснано» поступило уже более 1200 заявок на софинансирование инновационных проектов, на днях были опубликованы эти данные с разбивкой по регионам. Если говорить только о наших соседях по УФО, то из Свердловской области пришло 42 заявки (четвертое место), из Челябинской — 41 (пятое). Из Тюменской области — две. Разве не стыдно? Спокойная жизнь закончилась, а мы все еще раскачиваемся! Считаю, что сегодня, когда целью национального развития определена экономическая модернизация на основе стратегий лидерства в сфере высоких технологий, необходимо оценить эффективность инновационной политики в области: результативность управления ею, достаточность нормативной базы, качество механизмов реализации целевой программы «Основные направления развития научно-инновационной сферы Тюменской области», обоснованность критериев оценки инновационных действий во всех отраслях хозяйства, в социальной и культурной сферах. И безотлагательно внести требуемые изменения. Приглашаю и депутатов областной Думы включиться в эту работу. Все это тем более важно, что в ближайшее время бюджетная политика области претерпит изменения, связанные с передачей в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых. И хотя передача пройдет постепенно, в течение четырех лет, искать новых инвесторов, развивать новые проекты, которые смогут увеличить налогооблагаемую базу региона, — нужно целеустремленно и энергично. Экономические и финансовые испытания только подтвердили правильность начатого в моих предыдущих посланиях разговора о будущем, о нашем участии в его создании. Ведь прежде всего о будущем задумываются люди, столкнувшиеся с трудностями, — они думают о том, что будет с ними и, главное, с их детьми. И мы подтверждаем незыблемость нашего генерального курса в социальной политике — курса на современное качество человеческой жизни. Каждому должны быть доступны передовые по качеству услуги по сохранению здоровья, образованию, жилищному обустройству, социальной поддержке, удовлетворению культурных запросов. У нас есть для этого все необходимое: многогранный опыт, получивший признание в России, и, главное, кадры — учителя и преподаватели, медики, социальные работники, работники учреждений культуры, творческая интеллигенция. Но сегодня я хотел бы поставить вопрос иначе. По точной формулировке председателя правительства Российской Федерации