Ольга Владимировна исполняет обязанности начальника женской колонии № 13 и помогает заключенным удержаться от дальнейших преступлений.
Почти 20 лет прослужила в уголовно-исполнительной системе УФСИН России по Тюменской области подполковник внутренней службы Ольга Жемчугова. За годы работы с осужденными она не растеряла оптимизма, осталась преданной выбранной профессии и сейчас временно исполняет обязанности начальника женской исправительной колонии № 13. О том, почему выбрала эту стезю, за какие преступления в колонию попадают женщины и что их толкает на это, а также о том, что полезного дает исправительное учреждение, Ольга Владимировна рассказала «Вслух.ру».
Путь в профессию
В детстве Ольга даже не предполагала, что будет работать в уголовно-исполнительной системе и носить погоны. Как большинство детей ее поколения мечтала стать учителем, работать с детьми, заниматься их воспитанием и даже в свое время поступила в Тобольский педагогический институт имени Менделеева. Однако пришлось оставить учебу в вузе, а потом поступить в рыбопромышленный техникум, который в 2003 году она окончила с отличием и приобрела специальность «бухгалтера и аудитора».На выборе её дальнейшей профессии, наверное, сказался авторитет родной тети, служившей в тобольской женской колонии. Женщина-офицер была очень аккуратной и отлично смотрелась в военной форме. Ольга втайне восхищалась родственницей и представляла себя в офицерском мундире.
В женскую колонию Ольгу Жемчугову приняли на вольнонаёмную должность, но уже летом 2004 года назначили старшим специалистом группы социальной работы и учёта трудового стажа осужденных. Тогда же произошло очень важное событие в ее жизни — с присвоением первого офицерского звания «младший лейтенант внутренней службы» на ее погонах заблестели маленькие позолоченные звездочки.
Для дальнейшего карьерного роста и продвижения по службе она заочно поступила в Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права, а с получением высшего образования в 2008 году ее назначили на должность заместителя начальника колонии по кадрам и воспитательной работе, на которой она и работает по настоящее время.О тюремных дамах
По ее словам, в тобольской колонии отбывают наказание около 200 женщин, неоднократно судимых за тяжкие и особо тяжкие преступления — убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, нанесение тяжких телесных повреждений, кражи, но больше всего — за хранение и распространение наркотиков. Возраст осужденных женщин — от 20 до 67 лет, но в среднем — от 30 до 55 лет. Правда, попадаются и «уникумы», которым далеко за 70.
Недавно на свободу вышла 70-летняя женщина, жестоко убившая своего мужа за то, что он изменил с её подругой. Напоив супруга алкоголем, она зарубила его топором и, расчленив тело, по частям вынесла в мусорный бак.
У всех осужденных женщин сломаны судьбы. Зачастую преступления совершали из-за унижений и побоев со стороны мужчин. Они до поры терпят семейно-бытовое насилие, а потом хватаются за колюще-режущие предметы…
Однако далеко не все осужденные дамы «мягкие и пушистые». Некоторые способны на такое, что нормальному человеку и во сне не приснится. Например, малолетний сын мешал матери устраивать личную жизнь, и она решила от него избавиться. Привязав скотчем ребенка к дереву в лесу, оставила его на съедение комарам. Только по счастливой случайности удалось спасти мальчишку. Водитель рейсового автобуса пошел в лес по нужде и обнаружил связанного пленника.
Не обходится и без курьезов. В колонии отбывали наказание две пожилые дамы, не поделившие деда. Одна подкараулила разлучницу в бане и подожгла строение. Женщине удалось спастись, но она решила отомстить и подожгла дом обидчицы. После суда обе встретились в колонии.
При этом за колючей проволокой многие — образец дисциплины. Даже пишут сценарии для театральных постановок, вяжут теплые вещи, играют пьесы и поют в хоре… А освободившись, снова попадают в неблагоприятную домашнюю среду, погрязают в пьянстве, вновь совершают тяжкие преступления и после суда опять возвращаются в колонию.Некоторые выходят замуж
Администрация ИК-13 почти на 70% состоит из женщин, что обусловлено спецификой учреждения. В колонии осужденные не оторваны от внешнего мира. Из исправительного учреждения они могут общаться с родственниками и знакомыми по таксофонам. В комнатах воспитательной работы есть телевизоры, которые смотрят в отведенное распорядком дня время. С ними встречаются специалисты различных социальных служб, психологи, представители общественных организаций, а также деятели культуры и искусства.
По закону женщины имеют право на посылки-передачи, краткосрочные и длительные свидания. А если кто-то захочет выйти замуж, для этого нет никаких препятствий, в колонии можно официально зарегистрировать брак. Государственная регистрация проходит в присутствии представителей администрации ИК и органов ЗАГСа. Наверное, замужество прибавляет сил женщинам для преодоления жизненных трудностей и мотивирует к скорейшему освобождению. Но свадьбы здесь случаются не часто — в этом году было всего три регистрации брака.В колонии можно получить образование и новую профессию
— Что делаем для их дальнейшей социализации? Иногда женщины поступают к нам даже без среднего школьного образования. В возрасте до 30 лет осужденные в обязательном порядке получают среднее образование, а кому за тридцать — учатся по желанию, — рассказывает Ольга Владимировна.
Безусловно, есть в колонии и положительные моменты для попадающих сюда. Не имевшие на свободе профессию в филиале профучилища при ИК могут освоить специальность швеи, повара, пекаря
За полгода до окончания срока женщины посещают «Школу подготовки к освобождению». На занятиях изучают информацию, которая пригодится им в дальнейшем для решения социально-бытовых вопросов на свободе.
В исправительной колонии есть множество кружков: театральный, вокальный, художественной самодеятельности, прикладного творчества и даже журналистского мастерства.
Большинство осужденных трудоустроены на швейных участках производственного сектора колонии. Женщины работают в соответствии с трудовым законодательством и получают зарплату, поступающую на их лицевой счет. Из неё вычитаются коммунальные услуги, питание и, при наличии исковых обязательств, часть идет на погашение задолженности. Женщины могут с этого счета перевести деньги родственникам или, например, делать покупки в магазине при колонии.
Ольга Жемчугова отмечает, что по многолетним наблюдениям, основная масса женщин с выходом на свободу способна адаптироваться в обществе. Но есть и те, кто после освобождения ничего менять не станет. Здесь большую роль играет наличие цели и желание жить нормальной жизнью.У самой Ольги Владимировны трое детей. Она выращивает цветы и любит проводить свободное время в кругу семьи и на природе. Мечтает о дальних путешествиях.
— Самое главное, что моя семья меня любит, понимает, поддерживает, и это даёт мне силы развиваться в профессии, помогать другим людям увидеть свои ошибки и больше не вставать на преступный путь, — говорит Ольга Владимировна.
Фото: из архива Ольги Жемчуговой