Корреспондент "Вслух.ру" выяснил, можно ли сшить себе рубаху из выращенного на огороде растения.
В деревне Насекина по Ирбитскому тракту начали выращивать лен. Объемы, правда, пока не велики — всего одна небольшая грядка. Полученное сырье идет на изготовление пряжи и ниток. Старинный процесс производства воссоздали в деталях мастерицы частного Музея истории крестьянского быта. Самое главное, что все экспонаты этого музея продолжают жить своей жизнью. Мастер народных промыслов Людмила Шатохина рассказала корреспонденту «Вслух.ру» об особенностях производства льна и о том, сколько может стоить «выращенная на огороде» рубаха.
«Лен — это очень интересное растение, — рассказывает Людмила Шатохина. — Его листья на длинных стеблях располгаются по спирали, не затеняя друг друга. Для получения полотна используется лен-долгунец. Он хорошо растет в северных широтах: в Псковской области, которая раньше называлась льняной губернией, Вологодской, Архангельской. Выращивали раньше лен и в Тюменской области. Производство в промышленных масштабах в нашем регионе прекратилось около 30 лет назад. А раньше вдоль деревень по Ирбитскому тракту все поля были синие от цветущего льна».
Сейчас выращивать лен для получения ткани не выгодно, потому что он требует серьезного ручного труда. Льняные ткани, как можно догадаться, мы получаем из Китая. А вот сырье для китайских льняных тканей поступает из Франции.
Старинный промысел возрождается и в России. Известно, что в Костроме работает фабрика, выпускающая наши льняные ткани, волокно отличного качества поставляет индивидуальный предприниматель из Псковской области. Что характерно, он возделывает и обрабатывает сырье на старых советских станках.
«Мы тоже можем изготовить льняную ткань и сшить из нее рубашку, — отмечает мастерица, — но стоить она будет очень дорого. Не каждый может себе позволить себе купить такую рубаху даже в качестве сувенира».
У льна длинные и тонкие стебли с красивыми синими цветками. Для получения ткани используются стебли. Лен вырывают в августе-сентябре, потом сушат. Полученная треста (высушенные стебли льна) вымачивается, происходит процесс ферментации, необходимый для получения волокна. После ферментации треста отправляется на мялку.
В музее основание мялки (в профиль она в виде буквы «Г») сделано из цельного куска дерева, что само по себе уже вызывает восхищение. Ни за что не догадаетесь, как его делали! Оказывается, мялку изготавливали не из напиленных брусков, как можно предположить, она вырубалась из растущего дерева с мощными корнями. В результате станок получался вечным, как и ткани из льна.
На мялке во время обмолота стебли становятся мягкими, от них отделяется костра, это одеревеневшие остатки стебля. Что интересно, костра раньше не выбрасывалась, а шла на изготовление бумаги.
Дальше в ход идет трепало. Вот откуда часто используемый глагол! Трепало похоже на деревянную саблю с ручкой. Ей «выхлапываются» волокна. А все что осыпается, называется отрепье. После тщательного вычесывания волокна все больше напоминают шерсть или конопляную пеньку. Ее называют куделью. Она золотистого цвета. К слову, это естественный цвет льна. Белой льняная ткань становится только после обработки.
В Музее истории крестьянского быта хранится кудель, полученная 40 лет назад в Печорском районе Псковской области. Она была сделана вручную эстонской женщиной.
«Одежда, постельное белье из льняной ткани служит по 30-40 лет, — поясняет Людмила Шатохина. — Чем больше ткань стирается, тем мягче и приятнее она становится. Раньше льняным полотенцем связывали руки новобрачным. Такой обычай на свадьбе был у многих славянских народов, как символ долговечности и прочности семьи.
Из кудели получают пряжу. Процесс аналогичный получению пряжи из обычной шерсти. Берется прялка, веретено. Потом мастерица садится за кросно — это ткацкий станок. Таким же словом «Кросно» называется всероссийский фестиваль по сохранению ручного ткачества.
Ткацкому делу Людмила Николаевна обучалась в Тюменском институте культуры, получив второе высшее образование. Сев за старинный «инструмент» (сравнение не случайно), мастерица подробно рассказала о его внешнем и внутреннем устройстве, обдумывая при этом каждое слово. Дело в том, что наименования ткацкого станка носят сакральный смысл. Более того, по словам собеседницы, искусствоведы и сказочники называют кросно моделью мироздания.
«Вверху кросно понебник — это небесная, божественная, верхняя часть станка, ее еще называют правью, — говорит Людмила Шатохина. — Средняя плоскость, где натянуты нити-основы, где сижу я, называется явь. Я как бы создатель, создаю из ниток полотно. Плотно жизни. Обережное полотно. А ноги мои касаются земли. Это навь — связь с нашими предками. И когда я работаю за кросно, мне даже петь не нужно. Не требуется никаких других развлечений — смотреть телевизор, разговаривать, слушать музыку, потому что идет сочетанное движение ног, рук. Если ткем ковер, смотрим еще на схему. За кросно происходит полное погружение, и ничто не мешает жить и быть счастливой. Не думаю, что это работа или отдых. Это какое-то другое состояние, как будто находишься в ином, параллельном мире».
Видео Вслух.ру
# Еще по теме:
Алексей Нелюбин: Мы еще поднимем паруса