Dipol FM | 105,6 fm

Почему тюменцы выбирают семейное обучение для детей

Плюсы и подводные камни.

_Более 400 тюменцев получают семейное обучение. Его суть в том, что дети проходят общеобразовательную программу без участия школы, но сдают промежуточную аттестацию. Почему семьи выбирают именно эту форму обучения, каковы её плюсы и минусы, разбирались на ток-шоу «Большая перемена» телеканала «Тюменское время»._

Учёба дома

Одна из героинь программы — София Турбина, многодетная мама. Двое её старших детей получают семейное образование. Тала сейчас учится в 4 классе, её брат Марк — в третьем, младшей дочери пока три года. В прошлом учебном году они учились со сверстниками, но вернулись домой: здесь лучше.

Почему тюменцы выбирают семейное обучение для детей

«Мы изначально выбирали семейное обучение по нескольким причинам. Видели положительный опыт у близких родственников, — говорит София. — В школе настораживает перегруженность. Типичные проблемы есть даже в престижных заведениях, могу сказать по личному опыту. Кроме того, нам хотелось бы выбирать круг общения для наших детей. Они отличаются от сверстников своими интересами. Им нечего сказать про ролики в ютубе или компьютерные игры, потому что не в теме. Зато могут обсудить литературу».

Режим дня у детей значительно отличается от обычного расписания ученика. Будильник звенит в то же время, когда в школе заканчивается первый урок. А за занятия садятся в полдень и не засиживаются до позднего вечера с домашней работой, ведь такого понятия не существует. Темп работы выбирают комфортный для себя, в любой момент могут сделать перерыв. Впрочем, свободного времени у «семейных» учеников значительно больше. Школьную программу брат с сестрой проходят практически самостоятельно. У них есть все учебники, тетради, дополнительные материалы.

— Им очень нравится работать по этим материалам. Для них это как маленькое приключение, исследование. А самостоятельно полученные, добытые знания особенно ценны, — рассказывает мама. — Дети очень любят учиться, даже по программе «2100». И проблем с аттестацией не возникает.

— Какой вопрос вам чаще всего задают, когда узнают о семейном обучении?

— Обычно спрашивают: а так можно было? У людей появляется интерес. С негативной реакцией я не сталкивалась.

Почему тюменцы выбирают семейное обучение для детей

Такой учёбе можно позавидовать. Однако София не намерена призывать родителей забирать детей из школ.
«Необходимо понимать, что родители несут ответственность за образование ребёнка в любом случае, это закреплено в конституции РФ. Я видела негативный опыт семейного образования. Когда папа или мама забирали ребёнка из школы и безответственно относились к вопросу, никак не контролировали его. Я сталкивалась с другими родителями, которых учителя просили вечером пройтись по темам с детьми, чтобы лучше „отложилось“. А те отвечали: вы педагог и сами должны учить. Поэтому я в первую очередь за ответственный подход, независимо от своего выбора. Не надо снимать с себя ответственность, перекладывать её на других людей. В любом случае родители должны быть вовлечены в жизнь ребёнка», — говорит она.

Почему уходят из школы?

У каждой семьи есть своя причина, почему ребёнок начинает обучаться на дому. Часто возникают проблемы в общении с учителями, другими учениками.

«Я знаю разных детей, которые находятся на семейном обучении, — поделилась опытом Оксана Лацильник, психолог центра социальной помощи семье и детям „Семья“. — Среди них есть очень замкнутые ребята, проблемные, перенёсшие буллинг, то есть травлю, чьи родители не смогли справиться с этой ситуацией. Есть другая категория детей, у которых папа с мамой — люди творческие, и им сложно подчиняться стандартизации, формализации. Есть очень образованные родители, и они могут передать свой опыт детям. Или просто люди, которые оказались в трудной ситуации».

Почему тюменцы выбирают семейное обучение для детей

Из других причин ухода из школы: не устраивает программа образования, забота о здоровье ребёнка, частые переезды. Либо улучшаются возможности родителей — финансовые (они могут позволить нанять гувернёров, репетиторов, приглашённых учителей) либо в графике работы.

— Когда ребёнку лучше перейти на семейное обучение?

— Если он чувствительный, интровертированный. При большом обществе людей испытывает хронический стресс. Если постоянно на адреналине и фокусируется на источнике опасности, то не может усвоить знания. Таким детям рекомендовано семейное образование, — говорит Оксана Леонидовна.

Что чаще всего настораживает в семейном обучении

_Социализация_

Это, пожалуй, один из основных вопросов, который возникает по отношению к «семейным» детям. Ведь они не закаляют характер, не приспосабливаются к реальной жизни. Они не учатся, как обычные школьники, жить в большом «разношёрстном» коллективе, избегать конфликтных ситуаций, при необходимости давать отпор. И есть ли у них свои, а не родителей, друзья?

Тут однозначного ответа нет. Одни заводят друзей на кружках, продолжают общаться со школьными или дворовыми товарищами, и этого порой достаточно. У других просто не потребности в широком общении.

«Я был замкнутым ребёнком, мне было комфортнее дома, — рассказал один из участников Виктор, который девять лет провёл на семейном обучении, в старших классах поступил в лицей. — Сейчас учусь очно на четвёртом курсе медицинского университета, занимаюсь волонтёрской деятельностью. Поэтому можно сказать, что социализировался».

Почему тюменцы выбирают семейное обучение для детей

_Успеваемость_

Тоже важный вопрос. Смогут ли родители заменить штат квалифицированных учителей, специалистов в определённой области? Конечно, во многом всё зависит от способностей и желания ребёнка. Задача родителей — контролировать обучение, чтобы ребёнок смог успешно пройти итоговую аттестацию. Всё-таки это не отдых от школы, а учёба дома.

Ещё одно преимущество — свобода в системе обучении. Можно на неделю-две углубиться в определённый предмет или заняться хобби, на основе которого учить математику, основы маркетинга и т. д.
Если учиться дома не получается, никогда не поздно вернуться в школу.

_Самостоятельность_

Ещё одно заблуждение: дети, которые находятся дома, настолько не приспособлены, что чашку чая себе не могут налить. Родители заверяют, что семейная форма, наоборот, идёт на пользу. Дети самостоятельно готовят, планируют свой день, самостоятельно учатся, благодаря чему улучшается дисциплина.
Мнение сторонников школы

Сторонники традиционного обучения с неким скепсисом относятся к стереотипам, которые касаются школы: сплошной кошмар, конфликты, стрессы и поборы. Школа меняется, но главное, что учит не только знаниям, но и жизни. У учеников есть возможность попробовать себя в разных кружках, заняться спортом, научной деятельностью.

Что касается плюсов семейного обучения, то ничто не мешает их применять большинству детей и родителей. Формировать свой день так, чтобы и уроки были выучены, и свободное время оставалось. В неурочный час не пропадать за компьютерными играми, а читать книги, изучать любимые предметы, ходить в кружки и секции. Контролировать свой круг общения и свои интересы.

Комментарии специалистов

«Все зависит от профессионализма учителей»

Лидия Николаевна Русакова, директор школы №70:

«Прекрасно, что у родителей есть выбор, где обучать своего ребёнка: в муниципальной или в частной школе, в студии, на дому.
За нашей школой, как и за другими образовательными учреждениями, закреплены ученики, которые находятся на семейном образовании. Кто уходит на семейное образование? Те, кому тяжело находиться в большом сообществе детей, им нужен домашний уют. Кто-то отличается повышенной подвижностью, энергией, из-за чего некомфортно и им, и окружающим.

Иногда приходят родители и говорят, что они уже на семейном образовании, но в другой школе, хотели бы теперь „прикрепиться“ к нашей школе. Я беседую с ними о причинах такого решения. В большинстве случаев они недооценивают возможности современной общеобразовательной школы, но что-то не понравилось в школе, где они раньше учили ребенка, и вот они ушли на семейное образование.
Предлагаю провести собеседование ребёнка с психологом, подобрать класс. И после этого родители часто своего ребенка возвращают в школу.

Конечно, сегодня школы переполнены, в них много детей, родители хотят, чтобы кроме государственного стандарта дети получали бы обширное дополнительное образование, так возрастает нагрузка. Но учение — это всегда труд и преодоление, школьная нагрузка приемлема. Несмотря на загруженность, в школах реализуется и индивидуальный подход — в том случае, если он ребенку более комфортен, чем обучение по обычным программам. В нашей школе работает более 200 человек, учится 3350 детей, и все они — личности. Наша задача — создать условия, в которых каждый ребёнок может себя проявить, попробовать себя в разных направлениях и выбрать то, что ему интересно и необходимо. А у нас появляется возможность посмотреть, какая сфера интересна ребенку, и обеспечить условия для развития его именно в этом направлении. Сегодня и в школах, и в городе, и в регионе открыто множество бесплатных путей развития способностей детей, и те, кто обучается за пределами общеобразовательных школ, лишаются этих путей.

Кроме того, и в общеобразовательных школах, и в частных, и при семейном образовании всё зависит от профессионализма учителей. В сфере муниципального и государственного образования учителя постоянно повышают квалификацию, участвуют в профессиональных конкурсах и проектах, знают и применяют современные методики. И в их руках любые программы, учебники будут хорошими. На данный момент мне неизвестно, какие учителя учат детей в частных школах и студиях, насколько часто они обучаются, в каких конкурсах участвуют (бесплатных конкурсах — по линии структур управления образованием, потому что грамоту в платном конкурсе порой очень легко получить, стоит заплатить деньги).

Еще раз повторю: я приветствую все формы получения образования, но нужно помнить, что при любой форме обучения необходимо оценивать качество учителя.
Сегодня, например, семейное образование и частные образовательные студии часто уступают общеобразовательной школе. Когда родители, заподозрив неладное, возвращают детей в общеобразовательную школу, выясняется, что дети отстают в прохождении программ и в усвоении учебного материала. Есть еще одна зона риска: ребенок с ограниченными возможностями здоровья — я имею в виду, прежде всего, задержку психического развития. В общеобразовательной школе это быстро становится явным, и ребенку для обучения предлагают адаптивную программу в русле ФГОС ОВЗ.

Обучаясь в условиях семейного образования, такой ребенок не успевает за обычной программой, оканчивает учебный год, а программа не пройдена. Это опасная ситуация. Кроме того, родителям, которые выбирают семейное образование, нужно просчитывать: где будет работать ребёнок в будущем. Если это удалённая работа на компьютере, творческие профессии, работа с узким кругом людей — тогда можно продолжать обучать его дома, он и в будущем на работе сохранит для себя комфортную среду. Если же видится что-то другое, тогда с детства нужны контакты со множеством людей, детей и взрослых, — именно в детском коллективе развиваются навыки взаимодействия с разными типами людей. Это неоценимый социальный опыт, дающий устойчивость в жизни».

Почему тюменцы выбирают семейное обучение для детей

«Хочется, чтобы каждому ребёнку было комфортно в школе»

Светлана Велимирович, «Учитель года-2016»:
«На мой взгляд, современная школа открыта и ребёнку, и семье. Может, это звучит высокопарно, но я искренне так считаю. Задача учителя — научить. Каким способом он это будет делать? Лучше индивидуальный подход. Конечно, массово, в школе, это сделать сложно. Но мы стараемся делать всё возможное, чтобы достучаться до каждого ребёнка. Не всегда получается, проблемы есть.

Проблемы есть вообще в системе. Но мы стремимся к тому, чтобы разрешить их. Большинство ребят посещает традиционную школу. Хочется, чтобы каждому из них было приятно и комфортно там находиться».

_Ток-шоу «Большая перемена» с темой о семейном образовании выйдет 27 февраля на телеканале «Тюменское время». Включайте 21 кнопку или смотрите на официальном сайте._

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменские каратисты привезли медали всероссийских и международных стартов
Тюменские каратисты привезли медали всероссийских и международных стартов
Соревнования прошли в Казани.
#карате
#спорт
#соревнования
#медали
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
В Тюменской области река Тура поднялась до 334 см, Тобол – до 449 см, Ишим – до 892 см
В Тюменской области река Тура поднялась до 334 см, Тобол – до 449 см, Ишим – до 892 см
Оперативные данные на вечер 17 апреля.
#паводок
#эвакуация
#реки
#Ишим
#Тобол
#Иртыш
#Тура
#Тюмень
#Тюменская область
#новости Тюмени
В Тюмени осудят водителя автобуса, сбившего подростка на улице Республики
В Тюмени осудят водителя автобуса, сбившего подростка на улице Республики
Устроивший ДТП выплатил компенсацию морального вреда.
#прокуратура
#суд
#ДТП
#пострадавший
#подросток
#Тюмень
#новости Тюмени
В Упоровском районе проходит эвакуация жителей из-за паводка
В Упоровском районе проходит эвакуация жителей из-за паводка
Здесь ожидается подтопление.
#эвакуация
#паводок
#Упоровский район
#Тюменская область
В Тюмени внук украл две норковые шубы у бабушки, чтобы пропить
В Тюмени внук украл две норковые шубы у бабушки, чтобы пропить
Ему грозит до пяти лет тюрьмы.
#МВД
#уголовное дело
#кража
#бабушки
#внуки
#Тюмень
#новости Тюмени