Dipol FM | 105,6 fm

Почему дорожает отечественная бытовая техника?

Импортозамещение в условиях, когда больше трети комплектующих завозится из-за рубежа, – задача сложная.

_В тюменских магазинах выросли цены на крупную бытовую технику. Стиральную машину, которая еще в начале 2014 года стоила 15 тыс. рублей, ныне придется покупать уже за 23-25 тыс. Можно объяснить такой рост скачком курса валют, когда речь идет об импортной продукции. Но ведь подорожала и та техника, которая изначально производится в России. Почему на нее также растут цены? Корреспондент «Вслух.ру» постарался выяснить, сколько импортных деталей в отечественных агрегатах._

Что мы умеем?
=============

Не беря в расчет технику, которая собирается в России под известными зарубежными брендами, можно пересчитать наших производителей буквально по пальцам. Многим, наверняка, знакомы кировские стиральные машинки «Вятка», златоустовские электроплиты «Мечта». В Калининграде «Кварц» производит кухонные вытяжки, этим же в Калуге занимается «Эликор». Из ключевых производителей стоит также отметить Чайковский завод газовой аппаратуры, который выпускает технику под торговой маркой DARINA и красноярский завод холодильников «Бирюса». Почти все перечисленные марки можно найти и в Тюмени.

Российские производители не слишком широко представлены в крупных торговых сетях, но встречаются там именно в сегменте крупной бытовой техники, холодильников, плит, стиральных машин.

Как сообщили «Вслух.ру» в головном офисе торговой сети «М.Видео», б_о_льшая часть бытовой техники и электроники мировых брендов, продаваемой в России, производится в России же. «95% стиральных машин, 92% телевизоров, 80% холодильников собирают у нас, — сообщили в компании. — В ходе последних событий цена на локализованную бытовую технику поднялась менее значительно (+10-15%), чем на цифровую технику (планшеты, ноутбуки), которую в России вообще не собирают».

Почему дорожает отечественная бытовая техника?

_Инфографика предоставлена сетью «М.Видео"_

Менеджер направления крупной бытовой техники российской сети «Эльдорадо» Терлан Агабалиев подтвердил нам, что доля импорта в крупной бытовой технике в России крайне мала. «Основные категории крупной бытовой техники — стиральные машины и холодильники — всеми крупными поставщиками производятся на территории РФ. По этой причине структура продаж отечественной техники в последнее время не менялась, — уточнил он. — Российские производители представлены больше всего в тех же категориях: холодильники, стиральные машины и плиты». А вот встраиваемая бытовая техника в России, по данным «Эльдорадо», практически не производится.

Наше, да не совсем
==================

По данным федеральных торговых сетей, сегмент крупной бытовой техники спасла от взрывного ценового роста именно глубокая локализация. Она же объясняет, почему, в принципе, поднялась цена: комплектующие все равно закупаются за границей, хоть и собираются у нас в готовый продукт. Но цена выросла и на технику изначально российского производства, которая, казалось бы, зависит от импорта куда меньше.

Вся продукция, выпускаемая на заводе, так или иначе, зависит от роста курса валют, пояснил Дмитрий Вотинов, коммерческий директор Чайковского завода газовой аппаратуры (филиал ОАО «Газмаш», бренд DARINA). «Наши плиты имеют в своём составе до 34% импортных комплектующих изделий — так называемая импортная составляющая, — сообщил он. — Стекло, чугунные решётки, блоки розжига и многие другие комплектующие приобретаются у импортных поставщиков».

Но есть в этой технике и российская составляющая, на которую также влияет курс доллара к рублю. К примеру, завод закупает готовый стальной прокат, но спрос на этот материал за рубежом сильно увеличился, что привело к тому, что поставщик уже не может обеспечить производство сырьём и материалами в необходимом количестве.

«Себестоимость стали поднялась на 40% в сравнении с прошлым годом, — объяснил коммерческий директор предприятия, — поэтому с 1 апреля завод вынужденно, уже в третий раз с начала года, поднимет отпускные цены, пусть и незначительно».

Разумеется, компания активно ищет варианты импортозамещения, но не всё получится заменить, признает представитель завода. «Есть такие комплектующие, аналогов которых не производят в России. Невозможно заменить все импортные материалы. Но там, где это реально, мы стараемся сотрудничать с отечественными производителями», — заверил он.

В холодильниках, выпускаемых красноярским заводом «Бирюса», все тоже не такое уж российское. И это, разумеется, отразилось на ценах на продукцию предприятия. Как уточнили нам в компании, вся электроника и компрессоры, используемые при производстве холодильной техники «Бирюса», имеют импортное происхождение.

«Конечно, российские производители на фоне текущей ситуации немного выигрывают в цене. Но, так как у большинства из них при производстве используются детали импортного происхождения, увеличение курса валют влечет за собой увеличение себестоимости продукции. И пока ситуация на рынке не сильно изменилась в пользу российских производителей», — заверил нас представитель завода.

Кому российского?
=================

При резком росте цен на импортную технику, отечественная оказалась все-таки немного дешевле. И это, разумеется, сказалось на спросе. Чайковский завод газовой аппаратуры ощутил достаточно серьезный всплеск интереса со стороны покупателей. «После декабрьского ажиотажа хлынул шквал заказов не только по причине опустевших полок, но и по причине существенного роста цен на импортную продукцию, — вспомнил коммерческий директор завода. — Ретейлеры понимали, что покупатели не станут больше разбирать товар, не глядя на цены, как это было в декабре 2014 года, когда все вдруг решили избавиться от российской валюты из-за страха потерять последние сбережения. Появился дефицит. Для удовлетворения потребностей своих покупателей розничные сети были вынуждены увеличить поставки продукции отечественных компаний». К такому повороту DARINA оказалась готова, в начале 2015 на заводе запустили дополнительный конвейер, который позволил увеличить объёмы производства на 20%.

А вот в «Бирюсе» какого-то ажиотажа не отметили. «Спрос упал в целом по отрасли довольно сильно. Холодильники и морозильные камеры — это не продукт первой необходимости. И поэтому многие люди, которые хотели бы сменить свой холодильник на более современный или докупить в дополнение к имеющемуся холодильнику морозильную камеру, отложили эти покупки на более благоприятное время», — констатировали на предприятии.

Возможно, считают в Красноярске, спрос и увеличился бы, но отечественным производителям также пришлось поднять свои цены. «Кризис не сильно поменял соотношение цен между иностранной и российской техникой, — уверены на заводе. — Вдобавок, к нам напрямую обращаются потребители с вопросами о том, почему мы поднимаем цены на свою продукцию, ведь наша продукция производится на территории России. То есть, сложившаяся ситуация вызывает негатив у потребителей, что отрицательно сказывается на продажах».

_Похоже, кризис 2015 заставит российских производителей бытовой техники всерьез заняться налаживанием контактов с местными поставщиками комплектующих и искать возможности импортозамещения. Тепличных условий для резкого роста продаж не сложилось, а это значит, что заводам приходится конкурировать с теми же иностранными брендами, рядом с которыми они стояли в магазинах и до кризиса. Словом, импортозамещения в сегменте крупной бытовой техники не случилось. И не случится, пока больше трети комплектующих в отечественной технике привозят из-за рубежа._

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!