Как учить детей, если часть из них — визуалы, часть воспринимает информацию на слух, а кому-то важнее тактильные ощущения?
Как учить детей, если часть из них — визуалы, часть воспринимает информацию на слух, а кому-то важнее тактильные ощущения; при этом и у самого педагога один из типов восприятия является ведущим. На этот вопрос сегодня отвечают психологи и педагоги в рамках единых тематических дней, которые проходят во всех детских садах и школах Тюмени в преддверии августовского педагогического совещания.
Как сообщили в городском департаменте образования, в мае-июне педагоги во всех муниципальных учебных заведениях заполнили опросные листы по оцениванию учеников (воспитанников) и самооцениванию ключевых аспектов педагогической деятельности. Заполняя опросный лист «Характеристика типа восприятия учебного процесса», педагогам было предложено определить психотип каждого из детей. На основе полученных данных в школах и садах проходят психолого-педагогические тренинги по обучению педагогов методам учета психотипа детей по восприятию учебного материала. В образовательном процессе очень важно учитывать тип восприятия учеников — визуалы, аудиалы или кинестетики, от чего напрямую должен зависеть стиль преподавания каждого учителя.
Психологический тренинг сегодня прошел в тюменской школе № 15. Директор Наталья Фомичева отметила, что зачастую педагог выстраивает урок в зависимости от того, как он сам воспринимает информацию: «Например, если учитель — визуал, то он использует множество наглядного материала. Однако есть ребята, к которым нужны другие подходы. Наша сегодняшняя задача — обсудить аспекты работы с учениками разных типов. Кроме того, психолог расскажет, как в себе развить „многопрофильность“ восприятия».
Школьный психолог Людмила Конопелько начала тренинг с того, что предложила педагогам исследовать свой тип восприятия. Тест оказался простым — нужно было описать свое сегодняшнее утро. По эпитетам можно судить, является человек визуалом, аудиалом или кинестетиком.
Затем Людмила Евгеньевна наглядно показала, как меняется форма подачи информации, когда ограничен какой-либо способ. Двум педагогам предложили собрать башенку из цветного конструктора с завязанными глазами, еще один учитель руководил их действиями. Этот процесс занял не менее пяти минут, трудно пришлось всем участникам тренинга, в том числе и тому, кто руководил «строительством». Он, будучи визуалом, отдавал такие распоряжения: «Возьми красный брусок, положи синий кубик…»
Психолог указала, как важно развивать все системы восприятия. Например, визуал может научиться впитывать информацию на слух. Для этого ему нужно представлять образы и мысленно добавить им действия, получится «мультик», который поможет запомнить все, что нужно.
Зная, к какому типу относится тот или иной ребенок, можно эффективнее предоставлять ему новую информацию и учитывать, какие типы восприятия нужно развивать у него в большей степени. Психолог призвала педагогов не забывать об этом в своей работе.