Сегодня Павел Астахов в рамках рабочего визита в Тюмень побывал школе №15, где практикуется совместное обучение здоровых и особых детей.
Инклюзивное образование уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов назвал темой перспективной, но слабо разработанной в России. Сегодня он в рамках рабочего визита в Тюмень побывал в школе № 15, где практикуется совместное обучение здоровых и особых детей.
Первые ученики с ограничениями по здоровью появились там с момента открытия школы, то есть три года назад. Сначала их было двое, к концу учебного года стала шестеро. Сейчас в учреждении 16 особых школьников, из них 12 — колясочники. Самый младший — второклассник, самый старший — ученик выпускного класса. Для них созданы все условия — есть лифт, пандусы, регулирующиеся по высоте доски и мобильные парты. Ребятишки наравне со здоровыми сверстниками участвуют в жизни школы.
Павел Астахов побывал в учебных кабинетах, музее школы; в компьютерном классе попробовал поработать со специальным джойстиком, предназначенным для детей с нарушениями двигательной активности; в кабинете психологии, который год назад получил самое современное оборудование, омбудсмен нарисовал песочную картину.
Увиденным он остался доволен и высказал мнение, что в эту школу надо приводить взрослых, поскольку для внедрения инклюзива в образовании нужно воспитывать именно родителей.
«Как правило инклюзивная модель натыкается не на технические проблемы, а на чисто человеческие», — отметил Астахов и привел пример Павловска. Там в интернате для детей с ограничениями по здоровью 95 воспитанников могут обучаться в обычных школах, но ни в одной из трех школ Павловска их не принимают. Родительское сообщество говорит: «Мы не хотим видеть таких детей рядом с нашими». В школе № 15 такие случаи единичны, с ними справляются за счет правильного подхода.
«Мы думаем, как воспитать терпимость, толерантность, уважение? А воспитать можно так — совместным обучением, когда здоровые дети видят, что есть дети с особенностями. Сначала они пугаются, потом задают вопросы, начинают изучать эту тему и видят, что одноклассник — такой же, а, может, и более талантливый», — отметил Павел Астахов.
Он уверен, что на примере инклюзивной модели обучения нужно воспитывать не только детей, но и все общество: «Оно крайне равнодушное, а в большей степени агрессивное. И начинается это все с детства. Рожает мама особого ребеночка, а ей врачи говорят — откажитесь, вы молодая, еще родите, а этого государство обеспечит. Такого не должно быть! У нас каждый год около 10 тыс. детей остаются в роддомах. Большинство из них — детишки с заболеваниями».
В России живут около 480 тыс. детей-инвалидов. Большая часть из них, около 300 тыс. человек, находятся на дистанционном обучении, однако домашнее обучение — это полное отсутствие социализации, а потому необходимо обеспечить как можно большему количеству детей обучение в школе.
«Мое убеждение — сегодня нет необучаемых детей. Существует штамп, который ставится особенно часто в детских домах и интернатах, но каждого ребенка чему-то можно обучить, просто у каждого своя программа. Думаю, что наша перспектива — отказаться от штампа. Любой ребенок нужен этому миру. С этим подходом мы сможем ситуацию исправить», — уверен Астахов.
Директор школы № 15 Наталья Фомичева отметила, что ей мнение детского омбудсмена близко: «У нас в терминологии нет слова „инвалид“. Павел Астахов — практик, человек, знающий какими путями можно решить проблемы».