Обозреватель «Вслух.ру» побывала в выходные сразу на двух культурных мероприятиях, которые вызвали у нее целую гамму чувств: от тоски и слез — до восторга и обожания.
Каждому плоду — свое время созревания. Одни — скороспелки, выстреливают и дают три урожая за лето, а другие наливаются соками медленно, но верно — к середине сентября снимай да радуйся. И меня, оттрубившую полстолетия, несказанно радует, что среди творческих личностей нашей славной сибирской Пальмиры есть вот эти вторые, которые по молодости, может, и выстреливали, и весьма ярко, но вот сейчас налились такими густыми, с разнообразными оттенками соками, что хочется их пить и пить, не отрываясь. И в минувшие выходные я имела счастье с такими пересечься.
Среднесибирская тоска
В субботу в кафе «Сайгон» прошел концерт рок-группы «Пифайф». Если кто-то о ней не знает, то рассказываю: группе около 30 лет. Солист Олег Цирук — некогда руководитель тюменского рок-клуба, в наших узких рок-н-рольных кругах широко известная личность. Пережив инфаркт, семь операций на сердце, он продолжает сегодня петь. А просто иначе не может. Две репетиции в неделю — и качественный концерт для узкого круга друзей. Я очень давно не слышала Олежу и его музыкантов. Лет 15 наверняка. То, что они сейчас играют — далеко уже не панк нашей лихой молодости, когда они безбашенно пели «приведи мне свою подругу, а я отдам тебя лучшему другу», а некий задушевный полуночный мейнстрим. Глубоко человечный.
Пусть Тюмень — это не Чикаго, где душа блюза каждый вечер заново рождается из кончиков пальцев чернокожих свингеров, но сибирский фьюжн вечером в субботу имел место быть. Причем не просто инструментально качественный (ручаюсь: трое за гитарами и ударник — ну просто офигенно техничные малые, талантливые до гениальности), но и мелодически, и текстово.
Тексты, впрочем, в волнах музыки тонут, выцепляешь порой то «два белых крыла у твоих ног», то «за полминуты до смерти я вспомню о том, что было». И такая берет среднесибирская тоска — за душу, цепляет, выкорчевывает, заставляет натрезвяк разрыдаться. Честно. Я всякий раз рыдаю от незатейливого светлого припева хита Олега «Ресницы». Эта песня дает мне силы жить:
Вдруг в твоих ресницах
Слезинка приютится,
И кто же мне ответит,
Это память или ветер?
Гендерная гордость
Кстати, Олег всегда дает площадку и для других исполнителей. Наконец, я услышала вживую а-капелла пение стремительно набирающего обороты популярности фолк-квартета «Горицвет» (дамы называют свой стиль «интеллектуальный фолк»). Вот эти девчонки — просто гордость моя гендерная! Имея уже взрослых детей и внуков, даже где-то «подвинув» талантливых мужей (лидер группы Анна Короткова — жена ударника «Пифайфа» Андрея Короткова), отважиться начать петь. Выйти на сцену! За полгода набрав арсенал из ста песен!
«Горицвет»
Их приглашают нарасхват все возможные тюменские объединения и общества. Анна (более известная как Анкора) признается, что не подозревала, что в Тюмени столько групп по разнообразным интересам. Голоса девчонок — камерные, курлыкающие, без не очень нравящегося мне слишком открытого «народного» звука. Эдакие маленькие серебристые колокольчики. Как они сошлись, нашли друг друга — с настолько подходящим друг другу тембром — мистика. Как и то, что слушают песню, садятся её петь — и она сразу льется. Ну мы, дамы в полном соку, ещё и на метлах можем летать…
Нестареющие нефоры
А ещё читала свои стихи гениальная Оксана Радионова, книга стихов которой не так давно вышла в немецком издании:
От ласточек город казался крылатым,
И хрупкий закат очертил наши тени;
Присутствие моря и желтый халатик
Мне снились в отсутствии виски и денег.
А мы со старыми нефорами, вернее, с нестареющими нефорами болтали о стилях тюменской живописи, перебирая, кому какое из имен живописцев по сердцу, обсуждали жизнь фотографов, рассуждали о саунде наших групп, хвалили творчество поэтов… Ну и всё это вечное «добавьте в мониторы Толика!» и «привет, я лицо твоё по тусовке в 80-х помню, но вот как зовут — забыл»…
Кстати, у рок-н-рольного братства нет модных сегодня разделений на «братков и шестерок», на «богатых с Рублевки и нищебродов». Судьба по-разному распорядилась с нами, но мы все по-прежнему вместе. В субботу пели, играли и читали программист банка, служащий авиалиний, сторож, домохозяин (трое приемных детей), гениальный мастер, превращающий старую гитару в скрипку Страдивари, работник ЖКХ, преподаватель детского досугового центра, администратор мессенджеров регионального общества инвалидов, пенсионер…
Футуристически бесподобен
…А в воскресенье я посетила первую лекцию цикла «Маяковский. Бесценных слов мот и транжир» в мастерской гениального тюменского художника и поэта Олега Федорова. Вот вам ещё один феномен: некогда талантливейший художник, поэт, ведущий радио, теперь ещё одной гранью открылся-выстрелил: непревзойденный, ошеломительный лектор!
Олег Федоров
Нынешняя лекция-спектакль из стихов, рассказе о биографии Маяковского и его современниках, слайдов картин, творивших эпоху художников, отрывков фильмов и передач об этом необъятном творце («громада-любовь, громада-ненависть»), и неповторимая атмосфера… боже, какая теплая и погружающая атмосфера этих встреч…
Я даже не столько слушаю Маяковского, не столько любуюсь создающими ауру слайдами с картинами Бурлюка, Петрова-Водкина, Кандинского, сколько с тонко-эстетской ненасытностью записываю за Олегом его шедевральные афоризмы. Обожаю, как он формулирует: «Начинал с трагедии „Владимир Маяковский“, трагедией и закончил», «Культ Блока отступил, когда Брики услышали «Облако в штанах», «Маяковский ввел в поэтический язык грохот улиц», «он был футуристически бесподобен» …
Олег каждое воскресенье проводит у себя в мастерской встречи-рассказы про художников, поэтов… низкий ему поклон за этот подарок городу… Подготовка к лекциям отнимает у художника уйму сил и времени. Я влюблена в творцов нашего города, в эту неувядающую его богемную жизнь, год за годом наливающуюся спелыми соками. Как Раневской, мне не нужна их взаимность. Мне достаточно моего их обожания…
Фото автора