Тюменцам показали, в каких условиях перевозилась по железной дороге техника, как вывозили с фронта раненых и на чем возвращались с войны солдаты-победители.
Сегодня перрон тюменского вокзала заполнен людьми с самого утра, а привокзальная площадь вплотную заставлена машинами: народ приехал встречать поезд Победы. Несмотря на то, что прибытие эшелона назначено на девять утра, уже в восемь на перроне было не протолкнуться. Тюменцы занимали места поближе к первому пути, слушали военные марши в исполнении праздничного оркестра, а конферансье в гимнастерке рассказывал в микрофон историю поезда и значимость Великой победы.
Ровно в девять народ заволновался: «Едет! Едет!» И действительно, со стороны Екатеринбурга не спеша двигался самый настоящий военный эшелон, торжественно гудя и добавляя клубы дыма в висящий несколько дней над городом из-за лесных пожаров тяжелый смог. В стремлении сделать удачный кадр торжественного события люди подпрыгивали на месте, вставали на цыпочки, вытягивая как можно выше телефон, а кто-то спускался прямо на пути, заставляя волноваться службу безопасности вокзала.
Прибывший эшелон состоит из восьми единиц подвижного состава: офицерский двухосный вагон, вагон-теплушка солдатская, три двухосных платформы с выставленной военной техникой, санитарный вагон и крытый четырехосный стилизованный вагон. Тянул за собой весь этот железнодорожный привет времен войны трудяга-паровоз серии «ЕА». Такие паровозы поставлялись в Советский Союз по ленд-лизовскому соглашению из Соединенных Штатов. Буква «А» в названии как раз и означает — американский.
Главное достоинство поезда Победы — открытость. Можно потрогать, пофотографироваться рядом, поговорить с машинистом и, конечно, побывать внутри. Неудивительно, что толпа людей сразу разбилась на огромные многочасовые очереди: кому не хотелось лично побывать в кабине старика-паровоза, потянуть за гудок, посмотреть, в каких условиях доставлялись в тыл раненые. Возле локомотива в парадной форме стоял машинист-инструктор Андрей Завьялов. Именно его бригада управляет составом.
— Это уже не первый наш поезд Победы, ежегодно выезжаем по разным городам Пермского края, Свердловской области, в Тюмени были три года назад, — сообщил Андрей Николаевич. — Маршрут от года в год может отличаться, но незначительно. В этот раз стартовали со станции Чайковская Пермского края, Пермь, Чусовой, станция Гороблагодатская, Нижний Тагил, Екатеринбург, Богданович, Камышлов. Сегодня мы у вас, впереди еще Тобольск и Сургут. Стараемся охватить как можно больше городов и станций маршрута. Но нужно понимать, что это не единственный поезд Победы в стране. У каждого свои города, свои вокзалы и, конечно, свои торжественные встречи.
Огромные очереди растекались не только между паровозом и вагонами, немало людей выстроились и к передвижной полевой кухне за порцией солдатской каши. Конечно, алюминиевые миски сменились одноразовыми пластиковыми тарелками, а про ложки за голенищем сапога и вовсе никто не вспоминал, но в остальном подлинность сохранена максимально: повар в телогрейке накладывает гречневую кашу с мясом, а две помощницы в гимнастерках подавали тарелки, ложки и хлеб. Защитных одноразовых масок во времена войны, разумеется, тоже не было, но ничего не попишешь: у каждого времени свои особенности.
Вместе с пермской бригадой в Тюмень в составе эшелона прибыли и местные бойцы — отряд реконструкторов военно-исторического клуба «Сибирский рубеж». Ребят пригласили организаторы мероприятия. Конечно, отказать реконструкторы не смогли. Тем более, и форма военных лет у них имелась, и оружие. Да и роли уже неоднократно отыграны: «Сибирский рубеж» много лет занимается реконструкцией сражений Великой Отечественной.
— На поезд мы попали неслучайно, — признается руководитель клуба Владимир Лапшин. — Позвонили друзья-реконструкторы из Екатеринбурга и сказали, что формируется такой вот состав Победы, не хотите ли стать его частью. Конечно, мы хотели: встретили эшелон в Тюмени, пообщались с бригадой, заняли место в теплушке. Ехать в Екатеринбург не пришлось, поезд прибыл в Тюмень еще в час ночи. Мы утром пораньше приехали, порепетировали и в девять утра были тут. Никаких особых легенд тут нет, все максимально просто и в то же время торжественно: солдаты-победители возвращаются домой после войны.
Очередь в санитарный вагон тянется по всему перрону
Самая большая очередь, как ни странно, была не к паровозу, а к санитарному вагону. Люди занимали место возле самого вокзала и несколько часов понемногу продвигались вперед, чтобы лично побывать внутри аптечно-операционного вагона Егоршинского военно-санитарного поезда. Этот вагон был обнаружен волонтерами в 2013 году. Как ни странно, за столько лет он не износился, не пришлось полностью разбирать и реконструировать. Немного прохудилась крыша да облезла краска, в остальном вагон сохранил первозданный облик. Даже колесная тележка была оригинальной, это особенно заметно в сравнении с двумя контрастными современными вагонами, прицепленными в конце поезда (ну надо же, в конце концов, бригаде где-то жить и отдыхать между торжественными мероприятиями).
Дежуривший рядом начальник центра научно-технических библиотек Свердловской железной дороги Евгений Здоровенко охотно поведал историю поезда:
— Поезд состоит из вагонов тридцатых-сороковых годов. Все вагоны оригинальные, никакого новодела. Конечно, многое пришлось восстанавливать, но база у всех естественная, военных времен. Включая, конечно, паровоз, изготовленный в Америке по советским чертежам и доставленный в СССР по ленд-лизу. Проект называется «Поезд идет на восток», это реконструкция возвращения солдат на родину после боевых событий на западе. Задача проекта — показать в деталях, какие люди сражались в войне, какая техника была задействована. Конечно, никто не забывает великий подвиг, но детали часто стираются из памяти. И вот благодаря такому составу мы можем ветеранам напомнить, а молодежи рассказать, как все было на самом деле.
Евгений Здоровенко не только помогает спуститься экскурсантам, но и в подробностях рассказывает историю вагона
Дорога поезда Победы в этом году закончится в Сургуте 15 мая, уже на следующий день состав отправится обратно в Пермский край. Но это не значит, что эшелон будет законсервирован до следующего мая. Уже сейчас обсуждаются проекты использования его в нескольких экспозициях, ближайшая его поездка может состояться уже этим летом. Но и без движения поезд не покрывается пылью: его постоянно обслуживают волонтеры, непрерывно ведется работа по поиску и восстановлению все новых исторических вагонов. От года в год экспозиция растет, появляются новые детали, которые станут частью памяти о великой победе в многолетней кровавой войне.