Dipol FM | 105,6 fm

Ордена на груди Тобольска. Империя в цвете

Первая экспедиция Сергея Михайловича Прокудина-Горского была посвящена 200-летнему юбилею Мариинского водного пути и проходила от Петербурга почти до самой Волги.

Тут нам помог Запад: уникальные работы нашего соотечественника сохранили в библиотеке конгресса США. Толика внимания ученика Менделеева, по договоренности с Николаем II запечатлевшего всю Россию на цветных фотографиях, досталась и Тобольску. Мы говорим об отце отечественной цветной фотографии, позднее работавшем и со знаменитыми братьями Люмьер, — Сергее Михайловиче Прокудине-Горском.

Ордена на груди Тобольска. Империя в цвете

Колорит жизни

Свое детство Сергей Михайлович провел в родовом имении Фуникова Гора под Киржачом, что под Муромом, на Владимирщине. Затем был отправлен обучаться в Александровский лицей, известный ранее как Царкосельский, — альма-матер Пушкина. Впрочем, в 1886 году оставил его, не закончив полного курса. С октября 1886 года по ноябрь 1888 года он слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, где преподавал Дмитрий Иванович Менделеев. Именно в это время великий ученый занимался вопросами фотохимии и вполне мог задействовать своего студента в их решении. После этого Прокудин-Горский в течение двух лет продолжал образование в Германии, где познакомился с работами немецкого химика А. Мите по цветовоспроизведению. С этого времени Сергей Михайлович более чем всерьез увлекается фотографией и начинает исследования в новой области — цветной фотографии.

С сентября 1888 года по май 1890 года Прокудин-Горский был слушателем Императорский Военно-медицинской академии, которую также не окончил. В мае 1890 года он поступил на службу в Демидовский дом призрения трудящихся.

По протекции тестя, генерал-майора артиллерии Александра Степановича Лаврова, известного металловеда, директора Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов, Прокудин-Горский вошел в состав правления этого крупного предприятия и стал одним из руководящих сотрудников.

В 1898, в качестве члена фотографического отдела Императорского русского технического общества, Сергей Михайлович выступил с сообщением «О фотографировании падающих звезд (звездных дождей)». С этого времени он занимался организацией курсов практической фотографии при ИРТО, публиковал первые свои работы по техническим аспектам фотографии.

В конце лета 1901 года в Петербурге Прокудиным-Горским была открыта фотоцинкографическая и фототехническая мастерская, при которой позднее располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель». В декабре 1902 года изобретатель объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии А. Мите, под руководством которого обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге. Спустя год Прокудин-Горский опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами», а в январе 1905 года на собрании фотографического отдела Императорского Русского Технического общества он ознакомил собрание со своими работами по цветной фотографии, проводившимися им в течение трех последних лет в Берлине и в Санкт-Петербурге. Затем докладчик продемонстрировал около 70 сделанных им за границей и в России снимков. В их числе были и весьма различные по колориту и содержанию. Например, виды Кавказа, осенние виды Финляндии, зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего солнца. Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы, вызывали долго не смолкающие аплодисменты и возгласы одобрения среди присутствующих.

В 1905 году Сергей Прокудин-Горский запатентовал сенсибилизатор, состав которого делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. Этот прибор Прокудина-Горского превосходил по качеству разработки иностранных химиков.

18 февраля 1905 года Сергей Михайлович направил в Комитет Красного Креста письмо с предложением о работе по созданию цветных открыток, а 27 ноября того же года предоставляет уже список из 416 фотографий, большинство которых уже были к этому времени готовы. В конце концов контракт с Красным Крестом расстроился, и были отпечатаны далеко не все открытки — сейчас известно около 90 таких карточек. Кроме того, удалось более или менее надежно идентифицировать сохранившиеся негативы еще около 40 цветных фотографий. Остальные до сих пор не найдены.

С 1906 до 1909 годы Прокудин-Горский издавал упомянутый журнал «Фотограф-любитель». В каждом номере журнала помещались полиграфические отпечатки цветных снимков. Это было весьма популярное издание среди молодежи. Журнал Сергея Михайловича расходился на ура.

Дело было в Самарканде

В мае 1908 года новатор-фотограф побывал в Ясной Поляне, где сделал знаменитый цветной фотографический портрет Льва Толстого.

«Когда часы пробили половину второго дня, — вспоминал Сергей Михайлович, — дверь в глубине столовой, с левой стороны, открылась, и вошел Толстой. Что сразу меня поразило — это рост Толстого. Обычно, по фотографиям, он представлялся очень высоким, крупным человеком, а передо мной был человек роста немного ниже среднего, с большой бородой, которая еще уменьшала его рост, с широкой грудью, с видимой, с молодости, хорошей физической силой. Лицо очень добродушное — лицо хорошего русского крестьянина средней полосы. Словом, внешность не представляла чего-либо поражающего, пока вы близко не видели глаз Толстого. Вот тут только сразу чувствовалось нечто необычное, становилось ясно, что перед вами не обыкновенный человек. Глаза Толстого сине-голубые, глубоко сидящие, вдумчивые, тотчас изучающие вас и, как глаза великого психолога, сейчас же вносящие вас к той или иной категории людей. Чувствовалось, что соответственно этому определению и все дальнейшее общение с вами будет таким, как все ваше существо заслуживает».

По результатам поездки в Ясную Поляну на страницах журнала «Записки Императорского Русского Технического Общества» Прокудин-Горский опубликовал, пожалуй, самый известный портрет Льва Николаевича в цвете. Толстой сидит в садовом кресле, закинув ногу на ногу, и смотрит в объектив фотокамеры.

Весной 1909 года состоялась и та самая встреча Прокудина-Горского с царем Николаем II.

«Для этой первой демонстрации моих работ Государю, — писал фотограф, — мною были выбраны снимки с натуры исключительно этюдного характера: различные эффекты природы, закаты, снежные ландшафты, снимки крестьянских детей, цветы, осенние этюды и т. п. Ровно в половину девятого дежурный араб возвестил: „Их Императорские Величества“, и в залу вошли Государь, Государыня со старшими дочерьми и приближенные свиты».

Интерес царя к работам Прокудина-Горского был неслучаен, ведь Николай II сам увлекался фотографией. Известно, что у него имелись две камеры американской фирмы Kodak, одна из которых была специально предназначена для панорамной съемки. Известно также, что в этом хобби императора поддерживала царица, которая охотно заказывала фотопринадлежности из Великобритании, оплачивала услуги профессиональных фотографов, что составляло серьезную часть расходов венценосной семьи. Совместно с популярным в Европе мюнхенским журналом «Фотографический мир» Александра Федоровна принимала участие в издании альбома «Фотографическое искусство Высочайших особ», да и сама периодически снимала предположительно на клап-камеру Rietzel Munchen.

Во время встречи с царской семьей Николай спросил Горского о его планах в связи с его интереснейшей работой. Сергей Михайлович отвечал государю: «Вашему Величеству было бы, быть может, также интересно видеть время от времени истинную Россию и ее древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой Родины». Государь отнесся с большим одобрением к моим словам и сказал: «Поговорите с С. В. Рухловым, сообщите ему, что именно Вам для этого нужно, и пусть он мне сделает об этом деле доклад».

Господин Рухлов был тогда министром путей сообщения, и он должен был помочь воплотить в жизнь идею фотографа запечатлеть в цветных фотографиях картины жизни современной России.

Первая экспедиция Прокудина-Горского была посвящена 200-летнему юбилею Мариинского водного пути и проходила от Петербурга почти до самой Волги. В 1909 — 1912 годах фотограф совершил поездки по разным районам Российской империи (Мариинская водная система, Верхняя Волга, Урал, Западная Сибирь, Кавказ, Средняя Азия).

С началом этих поездок Прокудин-Горский прекратил работу в журнале «Фотограф-любитель». В то же время он выпускал книжные иллюстрации — чаще только как изготовитель клише, но иногда и как автор самостоятельных работ.

Осенью 1909 года фотограф провел съемки северной части промышленного Урала, в том числе ряда видов Тобольска. В 1910 году он совершил два путешествия по Волге. Летом 1911 года Прокудин-Горский снимал памятники старины в Костроме и Ярославской губернии. Весной и осенью 1911 года фотограф посетил Закаспийскую область и Туркестан. В Самарканде он впервые в истории опробовал цветную киносъемку. С марта по сентябрь 1912 года Прокудин-Горский совершил две фотоэкспедиции на Кавказ. Провел съемки местностей, связанных с первой Отечественной, то есть, с войной 1812 года, от Малоярославца до Вильны. Фотографировал Рязань, Суздаль, строительство Кузьминской и Белоомутовской плотин на Оке. В 1909—1915 годы Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя виды городов, архитектурные сооружения, бытовые сцены. Вся работа, кроме транспортных расходов, производилась на личные средства Сергея Михайловича. Результатом этого труда стали сотни цветных фотографий, каждая из которых является уникальным документом своей эпохи.

Человек науки

Возможность быть одновременно астрономом и этнографом, живописцем и искусствоведом Прокудину-Горскому давала фотография в цвете. Предельно ясно свою позицию он изложил в своем докладе, прочитанном зимой 1912 года на Всероссийском съезде художников «О применении фотографирования в истинных цветах к наглядному изучению России»: «Я не претендую на звание художника, — говорил Сергей Михайлович, — я человек науки. Работа моя производится с соизволения Государя Императора уже четыре года. Я езжу по всей России и делаю снимки, руководствуясь указаниями и этнографов, и художников, и, главным образом, местных людей, которые знают свое место больше, чем кто-либо, я воспроизвожу все древнее, все интересное в том или ином отношении. Работа длится 7-8 месяцев в году подряд. Для этого я имею некоторые удобства в смысле путешествия. Цель моей работы — дать возможность наглядным обучением школе и народу ознакомиться со своим государством, знать его промышленность, кустарную и в широком смысле — народности и т. д. Понятно, знание родины — это первая задача каждого живущего в государстве человека».

Примечательно, что каждое свое выступление Сергей Михайлович непременно сопровождал показом своих работ, дабы на примере разобрать тот или иной вопрос цветоделения, особенности примененной им оптики и фотоматериалов, а также композиции и концепции фотографической серии в целом. Вот и свою речь на том съезде художников он иллюстрировал демонстрацией более 60 диапозитивов, куда вошли съемки в Туркестане и Средней России. Например, достопримечательности Ростова Великого и Костромы. Были там и виды Урала и Днепра, Финляндии и окрестностей Санкт-Петербурга.

Еще в 1913 году для совершенствования цветного кинематографа Прокудин-Горский учредил акционерное общество. В начале Первой Мировой войны Сергей Михайлович занимался съемкой хроники боевых действий, позднее обучал летчиков аэрофотосъемке, консультировал военное ведомство по вопросам фотографии и киносъемки.

После октябрьского переворота 1917 года Прокудин-Горский вошел в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники. В июне 1918 года состоялась первая скандинавская командировка Прокудина-Горского, а уже в августе по поручению Наркомпроса он вновь отправился в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для начальных школ. Однако в России началась Гражданская война. Стало известно о расстреле царской семьи, что на Сергея Михайловича, лично знавшего государя и его супругу, произвело гнетущее впечатление. Решение не возвращаться в РСФСР возникло само собой. Первое время он жил в Норвегии, однако довольно быстро пришел к выводу, что «Норвегия является страной, совершенно не приспособленной для научно-технических работ».

К сентябрю 1919 года он оказался в Лондоне, где все пришлось начинать с нуля, ведь в Англии у него не было ни специальной аппаратуры, ни систематического финансирования, ни профессионалов, которые могли бы хоть чем-то помочь в работе над уже цветным кинематографом. Впрочем, при всех трудностях он не забросил идею цветного кино. Из доклада С.М. Прокудина-Горского Королевскому фотографическому обществу Лондона 1922 года: «После долгих лет сложной и настойчивой работы я рад заявить, что могу с уверенностью считать, что работа близка к завершению и проблема кинематографии в естественных цветах поставлена на научную основу, Самый сложный вопрос в решении этой проблемы заключался во взаимосвязи между ее научным и практическим, или коммерческим аспектами. Отсутствие этой связи делало неэффективными любые усилия, насколько бы хорошими они ни были».

С 1922 года Прокудин-Горский жил во Франции, куда позднее из России перебрались члены его семьи. Он активно продолжил работу по созданию цветного кино, познакомился с братьями Огюстом и Луи Люмьерами, и на первых порах их совместное дело выглядело вполне успешно. Однако, уже к 1923 году из-за недостатка денежных средств их работа потерпела фиаско, а отсутствие специального проекционного оборудования свело на нет задумку мастера заниматься показом своей коллекции русским, живущим в эмиграции, особенно молодежи и детям, многие из которых никогда не видели своей исторической родины. Оставалось лишь выступать с лекциями о цветной фотографии на различных мероприятиях русской общины во Франции, а также, уже вместе с сыновьями, вернуться к студийному фоторемеслу как единственной возможности заработка.

Именно сыновья Сергея Михайловича во многом сохранили для нас наследие своего талантливого отца, передав его фотографии в библиотеку Конгресса США. Всего в коллекции около 2600 фотографий.

При подготовке публикации использовались источники: С. Гаранина. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. www.prokudin-gorsky.ru; М. Гуреев. Фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Российская империя в цвете. АСТ.2018.

Фото prlib.ru, i.pinimg.com

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!