Преподаватель Центра кинологической службы Уральского округа Росгвардии рассказал о том, как готовят хвостатых к выполнению боевых задач.
Преподаватель цикла специальной подготовки кинологического центра Уральского округа Росгвардии в Тюмени капитан Виктор Криштофик с малых лет общается с собаками. Любовь к животным и предопределила его судьбу. О себе, своей службе и секретах профессии Виктор Криштофик рассказал корреспонденту «Вслух.ру». На встречу он пришел с немецкой овчаркой Церцеей, родом собака из тюменского питомника.
У молодого офицера ответственная миссия — он готовит служебных собак к выполнению боевых задач в подразделениях ведомства, дислоцированных в Тюмени, других регионах страны и в зоне специальной военной операции. О его питомцах много положительных отзывов.
Общаюсь с собаками с двухлетнего возраста
— Первая собака в нашей семье — спаниель, мне тогда было два года, — говорит Виктор. — Очень любила плавать, прыгала в воду даже с высоты четырех метров. Со спаниелем мы были неразлучны. Когда учился в третьем классе, у меня появилась первая немецкая овчарка. Через два года я уже ездил с ней на выставки, занимали призовые места.
А когда переехали в частный дом, взяли еще кобеля немецкой овчарки. Это был крепкий и умный пес. Тогда я еще больше полюбил животных. Мы жили в Туапсе, вместе с Платоном ходили в горы. Вид у него был довольно грозный, поэтому с ним я чувствовал себя в полной безопасности.
Вообще я с детства любил всех собак. Бывало даже подходил к большим бродячим собакам, чтобы их погладить и покормить. Кусали несколько раз, однажды даже пришлось лежать в больнице, но это не изменило мое отношение к собакам — для меня они оставались друзьями человека.
Нужно просто понимать, когда можно подходить к собаке, а когда нет. После школы у меня уже не было никаких сомнений, на кого я буду учиться. Поступил в Пермский военный институт Росгвардии, где готовили специалистов-кинологов. Там же продолжил службу после окончания военного вуза. Из Перми перешел с повышением на службу в Тюмень.
Мы не занимаемся дрессировкой
Когда говорят, что собака и ее хозяин после длительного общения понимают друг друга с полуслова, ничуть не преувеличивают. Собака — это стайное животное, в ее инстинкты заложена охрана стаи. В нашем случае стаей для питомца является кинолог. От него пес берет всю силу и при выполнении боевой задачи. Поэтому если мы хотим вырастить по-настоящему сильную собаку, эффективную при задержании преступника или врага, нужно, чтобы у нее были сильные социальные связи с кинологом.
Бытует мнение, что хорошая служебная собака должна быть послушной как робот. На самом деле — это заблуждение. Постоянной коррекцией, одергиванием, криками мы загоняем ее в рамки, которые часто убивают инициативу, не дают ей раскрываться, и по-настоящему сильной такая собака уже не будет. Поэтому мы не занимаемся дрессировкой в привычном, классическом для собаководов понимании.
Может кому-то это и не понравится, но для нас служебная собака — это спецсредство, эффективное при выполнении задач, сильное и в меру независимое. Для нас способность выполнить конкретную задачу важнее безукоризненной управляемости.
Был случай: молодой кинолог-контрактник приехал со взрослым уже сформированным кобелем, который весил 47 кг и не отличался идеальным послушанием. Пес не мог набрать нужного количества баллов для получения удовлетворительной оценки по приемам общего курса дрессировки, но при этом на практических занятиях отлично находил след, был сильным и уверенным в защите, демонстрировал мощный хват, поэтому прошел экзамен и был сертифицирован для службы.
У кого лучше обоняние
Для выполнения норматива по работе по следу служебной собаке нужно пройти по нему не менее 500 метров. Естественно, не по прямой — с несколькими поворотами. Давность следа — от получаса и более. Это базовый уровень, дальше кинолог уже на службе по нашей методике развивает качества собаки, потому что нужно еще отработать взятие следа на другой почве, в городе, где есть свои особенности, и прочее.
Кстати, подготовка собаки к эффективной работе по следу — одна из самых сложных задач для специалиста, требующая большого количества времени и сил. Тут многое зависит еще от самого питомца, насколько у него развито обоняние.
Принято считать, что суки обладают чуть более развитым обонянием, менее возбудимые и более управляемые чем кобели, за счет чего лучше приспособлены к монотонной работе по дифференцировке запахов.
Но при этом бывают случаи, когда они немножко «хитрят», например, при выборке, когда собаке дают понюхать чью-то вещь и командуют найти ее владельца из десяти человек. В первый раз она будет обнюхивать всех по очереди. Дойдет, к примеру, до третьего, и сядет рядом с ним, обозначив его. А вот второй раз она уже не будет обнюхивать всех подряд. Сразу пойдет к третьему по счету, даже если люди займут другие порядковые номера. Кобель же каждый раз будет обнюхивать всех, пока не найдет, кого ищет. Идеальный помощник.
Основной функцией нашего центра помимо подготовки специалистов является разведение собак основных служебных пород. И на кинологах, которые занимаются воспитанием щенков и их начальной подготовкой, лежит важная ответственность по закладыванию правильной модели отношений между человеком и собакой. Это поможет уже на новом месте после передачи в войска быстро осваивать дрессировочные задачи.
Наш пес обнаружил неразорвавшийся снаряд
Собак готовим в том числе для специальной военной операции по двум направлениям: минно-розыскное и патрульно-розыскное. Я в основном занимаюсь собаками для патрульно-розыскной службы. Отправляем их в том числе для спецподразделений.
О наших питомцах много положительных отзывов. Один из них в окрестностях Грозного во время тренировки на поле нашел неразорвавшийся снаряд, оставшийся со времен Чеченской кампании. Пес лег рядом, обозначив опасное место. Снаряд лежал в земле на глубине 70 см. Другой наш воспитанник нашел схрон со взрывчаткой на Украине.
Спиной не поворачиваться
Меня постоянно спрашивают, что делать, когда на тебя нападает бродячая собака. Исходя из своего опыта, знаю — чтобы собака укусила человека, который стоит к ней лицом и не демонстрирует страха, у нее должен быть определенный внутренний стержень, который, как правило, вырабатывается искусственно, в результате целенаправленной селекции и характерен для серьезных служебных собак.
Обычной же дворняге, какой бы крупной она ни была, свойственно бояться человека. Если же случилось встретиться с агрессивно настроенной собакой или зайти на ее территорию, важно не поворачиваться к ней спиной и не убегать. В этом случае вы станете для нее добычей, на которую напасть гораздо легче, чем на равного по силе, уверенного в себе врага. Зная собачью психологию, легко избежать конфликта.
Фото: Вслух.ру