Dipol FM | 105,6 fm

Одна «Юнона и Авось» – хорошо, а три – лучше!

Как тюменка отправилась всего на один вечер в Екатеринбург, чтобы посмотреть любимый спектакль.

Этой весной театр Алексея Рыбникова до тюменцев не доехал — так сложился тур, хотя традиционно авторская версия «Юноны и Авось» собирает у нас аншлаги в конце февраля — марте. В этот раз до театра доехал тюменский зритель, в моем лице.

Был взят отгул, заранее куплены электронные билеты на поезд, и вот я уже иду по солнечным улицам Екатеринбурга, где много лет бывала только проездом на вокзале или в аэропорту. Забавно, что самое первое яркое впечатление от этой поездки вовсе не от спектакля. А от того, насколько «суровы» екатеринбургские охранники в ККЗ «Космос»! Несмотря на то, что встречать меня вышла представитель театра Рыбникова, строгий мужчина в пиджаке на служебном входе долго не хотел меня пускать, объясняя: в списках не значится. Впрочем, закончилось все благополучно, вскоре мы прошли внутрь здания, и мою руку окольцевали желтеньким бумажным браслетом, вроде курортного, дающим право на беспрепятственное странствие за кулисами, где я хотела пообщаться с актерами, побывать на репетиции и запечатлеть какие-то интересные моменты.

Здесь, пожалуй, стоит пояснить, почему я сорвалась в Екатеринбург на один театральный вечер.

Вопрос — ехать не ехать — вообще не стоял, хотя я уже смотрела спектакль в исполнении труппы рыбниковцев дважды — в 2013 году и в феврале 2015-го.

А открыла театр Алексея Рыбникова я для себя три года назад, «зацепившись ухом» в первом сезоне «Голоса» за братьев Александра и Никиту Поздняковых, по счастливой случайности, оказавшихся еще и талантливыми актерами. С ребятами подружились в Сети, потом познакомились в жизни. На мой зрительский взгляд, театр Алексея Рыбникова — уникальный, а их версия легендарной рок-оперы — не просто достойное взгляда зрелище, а нечто большее.

Спектакль, как живой организм, в нем все время появляются новые краски, эмоции, детали. Погружаясь в историю героев и их переживания, ты сам становишься участником действа и каждый раз открываешь что-то для себя и в себе.

Но обо всем по порядку. Почему уникальный? Во-первых, это настоящий театр-странник, как в древние времена. Пожалуй, один из самых гастролирующих музыкальных театров страны. За прошлый год насчитала под сотню спектаклей в городах России и зарубежья. Причем на выезде работает полноценный состав — около двух десятков человек.

Возить такую труппу в современных условиях глобальной экономии непросто. Но колесить по свету заставляет жизнь — у театра нет своего здания в Москве, только помещения для офиса и репетиций. Выступают на разных площадках столицы, а большей частью — за ее пределами. Во-вторых, при минимуме декораций театр год за годом выдает максимальный результат воздействия на зрителя, собирая аншлаги на малых и больших площадках у нас и за рубежом. При этом на сцене на выезде, помимо актеров, — только конструкция из металлических штанг, многофункциональные веревки-канаты, да стулья в накидках с гербом Российской империи.

Приехав за два часа до спектакля, момент сбора декораций я не застала. Конструкция уже стояла на сцене. Зато понаблюдала за подготовкой к спектаклю артистов. На сцене и за кулисами было непрерывное движение. Актеры и хор репетировали сложные моменты, танцоры разминались, звукорежиссер отстраивал звук. Костюмер Ольга Колоскова готовила к выходу в свет костюмы героев, отпаривая одну одежку за другой — в спектакле артистам не раз приходится менять наряды. Граф Резанов при мне нашел среди обувного реквизита свои сапоги, которые сам же и начистил до блеска.

А потом за графа взялся гример. Актер уже надел сценический костюм, и было интересно наблюдать, как вслед за движением кисти, Никита Поздняков погружался в образ и внешне, и внутренне.

Одна «Юнона и Авось» – хорошо, а три – лучше!

Он мог улыбаться, отвечать на мои вопросы, но чувствовалась некая внутренняя отстраненность, словом, еще до сцены артист уже находился там.

Тем временем стрелки часов приближались к семи, и мы с администратором театра отправились в зрительный зал. Я знала, что должен быть аншлаг, но екатеринбуржцы к назначенному часу не очень торопились. Хотя в итоге и партер, и балконы, действительно, оказались заполнены под завязку. У меня был пригласительный, и местечко нашлось на первом ряду, где я с волнением начала ждать новой встречи с героями рок-оперы.

Надо сказать, спектакль держится на нескольких китах: гениальные, из разряда вечного, музыка и стихи Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского, мощные вокал и энергетика актеров, потрясающе поставленный, просто какой-то неземной, свет, идеально акцентирующий внимание на главных моментах происходящего. И за всем этим, конечно, уверенная рука постановщика — главного режиссера театра Александра Рыхлова.

Один из исполнителей роли графа Резанова — Никита Поздняков — отмечал в интервью, что «выходя на сцену, актеры не имеют права лгать, все должно быть честно». Это не просто красивые слова. Так сложилось, что и в феврале 2015-го в Тюмени, и сейчас в Екатеринбурге я смотрела крайние спектакли тура, слово «последние» в театре не любят. И могла убедиться в том, с какой невероятной самоотдачей живут на сцене артисты. Я знаю, что 700 км от Набережных Челнов до Перми, где давали спектакль перед Екатеринбургом, они проехали на автобусе, чтобы успеть к своему зрителю. Но от усталости, которая ощущалась в атмосфере за кулисами, на на сцене и следа не осталось. Только та, что прописана по сценарию в роли главного героя.

Скажу сразу — спектакль для меня и в этот раз сложился. Все совпало. Как и год назад в Тюмени, — снова полный зал, в роли графа Резанова снова Никита Поздняков, Кончита — Светлана Бакаева. Отличный звук, когда не давит на уши, не оглушает, а слышишь каждую ноту и каждое слово (звукорежиссер Артур Гладков). Но главное — и в этот раз на месте невероятная искренность, космическая энергетика, обнаженный нерв, без которых немыслим этот спектакль. Кто-то из екатеринбуржцев потом даже написал «безжалостная искренность». Та самая предельная честность.

Что нового отметила для себя? Зная всю канву действа, я теперь могла оценить каждую деталь. Вот смертельно уставший Резанов снимает шейный платок, и ты понимаешь, что душит его не только личное горе, но и атмосфера, царящая в стране. А веревки становятся то канатами, то путами-кандалами, то нитями судьбы. А еще — наполненные лица артистов балета и хора, динамичная, «нервная» хореография, подчеркивающая драматизм происходящего (хореограф Жанна Шмакова), и невероятно прыгучие, летающие в воздухе на канатах матросы.

И в этот раз вновь завораживал хор. В этом спектакле он действует как единый организм, полноценный герой действа — голоса идеально подобраны и слаженны.

И в целом — органичный актерский ансамбль, на репетиции за кулисами понимают друг друга с полуслова, а на сцене — с полувзгляда. Запомнились слезы, застывшие в глазах графа Резанова во время молитвы в церкви. Намертво, отчаянно сжатые руки влюбленных в сцене прощания. Никита Поздняков и год назад в роли Резанова был убедителен вокально и актерски. Но сейчас пошла еще большая глубина, острее надрыв, обнаженнее чувства. Его граф, весь спектакль ведущий неистовый по трагизму и силе эмоций диалог с собой, с Богом, с временем, заставляет сопереживать и вместе мучиться над ответами.

Спектакль на стихи Андрея Вознесенского звучит невероятно современно.

«Свесть Америку и Россию», «Мы — дети полдорог, нам с вами имя — полдорожье», «Всю жизнь бреду за призраком свободы», «За границей — та же кутерьма», — это же все про нас.

И вот эти идеи в монологах, в ариях героя звучат на такой пронзительной, до боли, ноте, что когда на финальной арии Резанова «Устал я ждать, я верить устаю» мой фотоаппарат выдал «Батарея разряжена», мое сердце едва не оборвалось: неужели этого актерского откровения не останется на память? Но все-таки часть удалось сохранить. Не могу не отметить трогательную, щемящую нежность Кончиты — Светланы Бакаевой и блестящую актерскую работу Николая Лютова — графа Румянцева, лицемерно-любезного, фальшиво учтивого, идеального в своей противности бюрократа.

Одна «Юнона и Авось» – хорошо, а три – лучше!

А еще запоминается мощный, глубокий голос отца Ювеналия — Леонид Сивец.

Каждый ищет и находит в этом спектакле что-то свое. Многих привлекает прежде всего история невероятной и жертвенной любви.

Но для меня «Юнона и Авось» — история прежде всего о мятежном духе, о вере, о человеке, мечущемся в поисках смысла, Бога, идеала, гармонии. И несмотря на весь трагизм происходящего, гармония в очередной раз восторжествовала в потрясающе оптимистичной, жизнеутверждающей «Аллилуйя любви», в традиционно звучащем на бис романсе «Я тебя никогда не забуду» и в финальном, уже перед уходом за кулисы, объятии главных героев, которого не было в Тюмени.

Здесь все слилось — актеры благодарят друг друга, две любящих души как будто все-таки соединяются, здесь и сейчас, на наших глазах, вопреки всем законам времени и пространства.

Сравнивая с тюменским спектаклем, не могу не отметить, — мне не хватило в этот раз живой гитары Александра Позднякова, которая усиливала роковую составляющую. А тюменский зритель — более благодарный. У нас артистов провожали стоя. Екатеринбуржцы смотрели, замерев, долго аплодировали, кричали «Браво» и «Молодцы», но не встали. Впрочем, в каждом городе свои культурные традиции.

Охрана напоследок тоже не изменила себе. За кулисы свободно и самостоятельно вернуться, чтобы поблагодарить актеров за спектакль, мне не удалось. Уже другой охранник отчего-то не хотел замечать желтый браслет. Но в итоге все же любезно сам проводил за кулисы, где актеры устало снимали костюмы, смывали грим, но, кажется, по-прежнему были еще не совсем здесь. Мы сфотографировались на память с Никитой Поздняковым, немного пообщались с главным режиссером Александром Рыхловым, и он подтвердил, что в мае в театре Алексея Рыбникова начинают репетиции современной оперы композитора по «Войне и миру». В роли князя Андрея Болконского — Никита Поздняков. По планам, премьера первой части ожидается в этом году. В Тюмень привезти обещали. Надеюсь, и следующую «Юнону и Авось» я буду смотреть уже в родной Тюмени. Снова будут вечные вопросы и чувства, которые не оставляют равнодушным.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Диполь FM разыгрывает красную икру
Диполь FM разыгрывает красную икру
На радиостанции Dipol FM в декабре стартовала праздничная акция «Новогодний настрой».
#Новый год
#акция
#Диполь ФМ
#радио
#деликатесы
#подарки
#тк
Самолет из Нового Уренгоя внепланово приземлился в Тюмени
Самолет из Нового Уренгоя внепланово приземлился в Тюмени
Организованы надзорные мероприятия.
#самолет
#Рощино
#посадка
#аэропорт
#Новый Уренгой
#Омск
#Тюмень
#Ямал
#ЯНАО
#новости Тюмени
#новости России
#тк
Место, где поддерживают жизнь: как организована паллиативная помощь в Ишиме
Место, где поддерживают жизнь: как организована паллиативная помощь в Ишиме
Наличие паллиативного отделения в больнице - это знак ее зрелости, считает главврач ОБ №4.
#паллиатив
#помощь
#ОБ №4
#Ишим
#врачи
#Тюменская область
#тк
Первый замглавы Голышмановского округа Владимир Попов получил звание заслуженного работника
Первый замглавы Голышмановского округа Владимир Попов получил звание заслуженного работника
Церемония награждения прошла в Кремле.
#награда
#звание
#АПК
#Голышмановский округ
#Владимир Попов
#Сергей Кириенко
#Тюменская область
#новости Тюмени
#новости России
#тк
Мадам с брошками: как тюменка взялась за стразы и не прогадала
Мадам с брошками: как тюменка взялась за стразы и не прогадала
Предпринимательница Юлия Рябухина из поселка Боровский, как и многие, начинала свое дело на семейной кухне.
#предприниматели
#Тюмень
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять