Dipol FM | 105,6 fm

Наталья Милованова: Родители должны задумываться о будущей карьере детей

Гость онлайн-конференции «Вслух.Среда» рассказала о поддержке талантливых и одаренных детей.

_На сайте «Вслух.ру» состоялась онлайн-конференция «Вслух.Среда», посвященная программе поддержки талантливой молодежи «Шаг в будущее». Нашим гостем стала заместитель ректора Тюменского областного государственного института развития регионального образования Наталья Милованова._

— Добрый день, Наталья Геннадьевна. Давайте начнем разговор с программы «Шаг в будущее». Расскажите в нескольких словах, что она их себя представляет.

— Научно-социальная программа «Шаг в будущее» — это конкурсные мероприятия, которые проводятся для детей от 5-го до 11-го класса. Школьник может заниматься исследовательской работой с 5-го класса и вести один проект в течение нескольких лет, благополучно его защитить и, возможно, реализовать в качестве дела всей своей жизни. Программе «Шаг в будущее» на всероссийском уровне скоро будет 25 лет. В Тюменской области в этом году состоялся 19-й форум, в следующем году мы будем праздновать 20-летие программы.

— Известно, что программа работает по всей России. От чего зависит наличие координационных центров этой программы в том или ином месте?

— Это зависит от субъекта Федерации. В нашей области на протяжении многих лет работа с талантливой молодежью, особенно в плане написания проектов и исследовательской деятельности, очень хорошо поддерживается со стороны правительства Тюменской области и областного департамента образования и науки. Институт развития регионального образования является координатором или оператором этой деятельности. Программа «Шаг в будущее» имеет очень большое значение еще и потому, что в школах внедрены федеральные государственные образовательные стандарты. В рамках реализации этих стандартов прямо в учебный процесс введены исследовательские проекты. Получается двойное воздействие на развитие ребенка, предоставление ему выбора, чтобы он мог заняться этой исследовательской деятельностью.

Это очень важно и для ребенка, и для его родителей. Потому что исследовательские умения — жизненно важные навыки. Это целеполагание. Это результат. Ребенок ставит цель и постепенно выбирает способы ее достижения, достигает цели. Все это дает проект. Не нужно забывать, что участие детей именно в проектной исследовательской деятельности развивает личностные качества — волю, трудолюбие, целеустремленность

— Те качества, которые пригодятся ребенку в любом случае, независимо от того, свяжет он свою жизнь с научной деятельностью или не свяжет.

— Ребенок тоже это прекрасно понимает, как и его родители. Многие родители сами являются руководителями проектных работ своих детей. Это те, кто работает на реальных производствах.

— Династии.

— Да. И это очень радует.

— Как программа менялась? Все-таки 25 лет — это достаточно много. Наша страна 25 лет назад, например, была совершенно другой.

— Произошел переход в постиндустриальное общество, в общество знаний. Это повлияло и на саму организацию, и на содержание программы, и на требования к проектной деятельности. Раньше даже секции назывались так, как назывались предметы — секция математики, физики или истории. Затем они трансформировались и стали называться иначе — секция точных наук, секция наук о земле. Сегодня секции уже называются симпозиумами. Детям предлагается выбор из четырех симпозиумов. Первый — инженерные науки. Это науки будущего. Второй симпозиум охватывает все изменения в экономике и в производстве. Это физика, химия, экология и т. д. Третий симпозиум касается только математики и информационных наук. Четвертый — социально-гуманитарной сферы. Это история, русский язык, а также краеведение — исследования на материалах нашего любимого тюменского края.

— Почетно, наверное, принимать участие в мероприятии, которое называется «симпозиум».

— Конечно, это современное название. И детям это нравится, потому что дети современные. Они не такие как 25 лет назад.

Кстати, мы обязательно приглашаем на все наши мероприятия выпускников «Шага в будущее». Есть такие замечательные люди, например, Антон Комаров, который уже окончил медицинскую академию и работает. Начиналось все с того, что в 2009 году Антон стал победителем программы «Шаг в будущее». Молодой исследователь имеет 29 патентов. Он с удовольствием приходит к нам, обещается с ребятами и просто рассказывает о своем жизненном пути.

— Вы сказали, что программа рассчитана на 5-11 классы. А как стать ее участником? Есть, допустим, одаренный ребенок. Что дальше?

— Стать участником достаточно просто. В каждой школе о ней знают все педагоги.

Программа реализуется в три этапа: школьный, муниципальный, региональный. Ребенку или родителям нужно подойти к классному руководителю и сказать: «Я хочу участвовать». Желательно, конечно, обсудить это с родителями, если ребенок учится, допустим, в пятом классе. Потому что в таком возрасте родители более компетентны в том, как сегодня развивается производство, у них есть какие-то идеи и возможность заинтересовать ребенка этими идеями.

Ребенок в пятом классе сам не скажет, что хочется заниматься химией, ведь химию он еще не изучал. Такие проекты тоже существуют. Глядя на родителей, на своего любимого учителя в школе, ребенок в пятом классе начинает изучать и физику, и химию, и биологию, тогда как эти предметы по учебному плану изучаются гораздо позднее.

Я приведу один пример. У нас есть замечательный ребенок Глеб Завьялов, который вместе с папой в пятом классе представлял проект, связанный с физикой. Он проявил любознательность, интерес, мотивацию. Это, конечно, замечательно.

— Наталья Геннадьевна, не секрет, что одаренные дети — они как белые вороны среди своих сверстников…

— Я думаю, это заблуждение. Дети, особенно в начальной школе, очень любознательные. Их увлекает все интересное и необычное. Еще и поэтому в учебном процессе детей вовлекают в коллективную командную исследовательскую деятельность. Это стало привычным для школьников. Потом ребенок выходит на индивидуальный уровень, потому что программа «Шаг в будущее» предполагает индивидуальное участие. Таким образом, ребенок, вовлекаясь с первого класса в проектную деятельность (а они все пишут проекты), постепенно формирует свое индивидуальное образовательное пространство в той сфере, которая его увлекла.

— Что сейчас происходит с участниками программы?

— Областной этап мы уже провели, определили победителей и призеров. Сформированы команды на последующие мероприятия «Шага в будущее» на уровне России. Дети в конце ноября поедут в Челябинск, там будут участвовать в инженерной выставке и показывать свои наработки, продукты, оборудование. Следующее шаг — в марте пройдет всероссийский этап «Шага в будущее», там выступит команда, которая будет рекомендована членами жюри. Дети, которые выиграют по рейтингу и получат наибольшее количество баллов, поедут в Москву защищать свои проекты и честь нашего любимого края. Закончится в этом учебном году «Шаг в будущее» соревнованием молодых исследователей «Юниор». Оно тоже пройдет в Челябинске, но уже в апреле.

Вся программа «Шаг в будущее» разделена на две больших группы — это юниоры с 5-го по 8-й класс и старшие исследователи из 9-11 классов. Положением допускается, что ребенок, обучаясь, допустим, в 7-м классе, может представлять свой проект за 8-й класс или даже за 9-й.

— То есть, если школьник доказал, что обладает достаточным количеством знаний для этого?

— Да. Мы очень вариативно и гибко подходим в каждому ребенку. Если ученик в пятом классе написал проект, и руководитель считает, что его должны заслушать на старшей секции, мы идем навстречу.

— Знаете, что обидно, — о таких детях мы почти ничего не знаем. Имеет смысл пытаться исправлять ситуацию или эти дети существуют в своей вселенной, занимаются решением своих задач, и этого всем достаточно?

— Мы сегодня работаем в этом направлении. Обучая учителей (а основная деятельность института развития регионального образования — повышение квалификации педагогических работников), мы прилагаем все усилия, чтобы добиться информационного сопровождения любого конкурсного мероприятия. Мы постоянно говорим, что и на уровне любого муниципалитета есть СМИ. Чтобы показывали, чтобы делали красивые передачи, когда ребенок привозит к себе домой определенный приз или у него какое-то достижение. Это на самом деле необходимо делать.

У нас есть сайт ТОГИРРО, у которого очень хорошая посещаемость. Есть раздел «Шаг в будущее», где мы выставляем всю информацию, начиная от информативной части до достижений учащихся. Ежегодно по окончании регионального этапа мы формируем сборник рефератов по проектам детей — всех победителей, призеров и лауреатов программы.

Поступает очень много просьб о консультировании со стороны научных руководителей. Учителей и наставников тоже необходимо обучать. Стоит цель — улучшить эту программу с точки зрения практико-ориентированности. Эта работа хорошо продвигается. Потому что многие проекты пишутся на реальные темы, на базе действующих производств Тюменской области. Результаты этих работ будоражат бизнес-общественность.

В этом году на церемонии чествования победителей и участников присутствовали представители таких крупнейших компаний, как «РН-Уватнефтегаз», НОВАТЭК, СИБУР. У нас есть научные руководители из Тюменского научного нефтяного центра, Тюменского областного офтальмологического центра.

Знаете, радует, когда сами родители предлагают помощь. Это очень важно, потому что родитель должен вместе с ребенком быть в школе, сопровождать его, чтобы выстроить ему хорошую профессиональную карьеру. Это обязанность родителей.

Хотелось бы выразить особую благодарность преподавателям вузов, которые тоже с большим удовольствием работают с детьми. Они видят, что это будущее нашего региона, что таких детей нужно привлекать, развивать их интеллектуальные способности, креативность, оригинальность их мышления. Предоставляют детям свои лаборатории, настоящее оборудование, настоящие белые халаты, когда проводятся занятия по химии. Это практико-ориентированный Тюменский индустриальный унирвеситет, ФабЛаб ТюмГУ, институт математики и информационных ТюмГУ и другие наши вузы.

— А что победители программы «Шаг в будущее» получают, участвуя в программе?

— Во-первых, они получают очень большое удовольствие. Мы все время проводим интервьюирование. Дети очень интересные. Они очень переживают за свои проекты. Для инженерной выставке ребята на стенде оформляют теоретическую часть своих работ. Они с большим удовольствием и с гордостью доказывают, что сделали нечто новое либо оригинальную проблему решили, что это очень актуально. Они с таким упоением говорят о теоретической и практической значимости своих исследований, объясняют, в каком производстве их можно применить!

— Их материальная сторона вопроса вообще не заботит, главное — решить задачу, как в случае с Григорием Перельманом, для которого важно было решить вопрос и показать всему миру, что он способен его решить?

— Но победители и призеры также получают премии от правительства Тюменской области, а также достаточно интересные призы от ведущих производственников. В этом году от НОВАТЭКа победители получили подарки.

Многие предприятия дарят детям книги. И это, наверное, более ценно, чем все остальное. Потому что ребенок, который чем-то увлекается и получает в подарок книгу или интересный журнал, получает не только радость от подарка, но и материал для дальнейшего развития, изучения своей области знаний.

— Вы уже упомянули об одном из выпускников программы, Антоне Комарове. Есть ли еще такие примеры? ТОГИРРО вообще следит за выпускниками «Шага в будущее»?

— Да. У нас на протяжении многих лет пополняется информационная база данных по участию нашей детей в различных конкурсах. В этой базе накапливаются данные о ребенке. Если он участвует в нашей программе постоянно, фиксируются его достижения. Обычно исследователи «Шага в будущее» успешно поступают в вузы. Мы и дальше прослеживаем все успехи, которые сопровождают наших выпускников. Кроме Антона Комарова, у нас есть еще несколько замечательных исследователей, которые продолжают свою научную карьеру. В прошлом году был абсолютный победитель программы Константин Мишин из Тобольска. Сегодня он обучается в МГУ на мехмате, то есть продолжает научную карьеру. Глеб Белозеров из села Юргинское, участвовавший и победивший в программе «Шаг в будущее», тоже учится в Москве.

Мы думаем, что они к нам вернутся, когда выпустятся.

— В каких областях знаний у детей больше успехов? Гуманитарии лучше или технари?

— Нельзя говорить о том, где больше успехов. Все дети талантливы, каждый по-своему в различных областях. У нас достаточно много интересных технических разработок. В прошлом году нам представили веломобиль, в этом году ребенок представил внедорожник Багги. Они даже названия интересные придумывают своим разработкам.

Внедорожник очень заинтересовал всех. Когда проводится выставка, приходят и преподаватели, и дети из других школ, и педагоги, и родители. Все просто поражаются, как практически из подручного материала можно создать внедорожник. На инженерной выставке автор показывал видео, как апробируют внедорожник, по каким таким дорогам он может ездить и так далее.

Еще один пример приведу. Выступал школьник из восьмого класса, он создал макет самолета, у которого плавающие крылья и который может приземляться на любой поверхности — воде, пашне, дороге… То есть он теоретически обосновал и доказал, что это возможно. Хорошая идея.

— А есть примеры практического применения знаний? Или смысл в самом исследовании?

— Примеры, конечно, можно привести. В этом году выполнена работа на базе реального производства, школьник стал призером. Он разработал машину для распиловки круглого леса цепной пилой. Сейчас его идеи реализуются на практике.

Кроме того, нашими детьми создана электронная трость для слабовидящих. Не говорю, что она будет массово внедряться в производство, но ее можно сделать своими руками.

Конечно, идеи найдут применение. Но главная цель программы «Шаг в будущее» — привлечь детей к исследовательской деятельности, научить их быть креативными и оригинальными, генерировать идеи для будущего. Ребята, когда защищают свою работу, выступая на форуме, обязательно говорят, где можно применить созданный ими механизм или оборудование. Специалисты это и самих исследователей берут на заметку.

— Организаторы федеральной программы «Шаг в будущее» говорят, что особую роль отводят работе с сельской молодежью. Много ли школьников из сельской местности, помимо упомянутого Глеба Белозерова?

— У нас таких детей достаточно много. Повторюсь, первый уровень — школьный. Он проводится в каждой школе. На областном этапе практически половина участников — из сельской местности. Школы хорошо работают в этом направлении, и сельские школьники имеют такие же возможности, как и городские. Здесь все зависит от того, актуален ли проект, оригинально ли решение и насколько успешна защита проекта. При этом в сельской местности есть школьники, у которых очень хорошие идеи.

— Известно, что программа включает в себя и международные события. Участвуют ли в них тюменцы?

— Ежегодно после проведения всероссийского этапа конкурса мы получаем приглашения. В этом году и в прошлом году наших исследователей звали на различные международные выставки в США, на конкурс проектов в Великобритании. К сожалению, пока тюменские ребята не ездили. Это связано с определенными затратами, я так полагаю. Но в любом случае, все работы, которые выставляются за рубежом, мы изучаем. Затем обучаем учителей и показываем, какие исследования проводят наши зарубежные коллеги, какие проекты делают дети. Естественно, потом учителя доводят это до сведения своих учеников.

— Вы сказали, что приглашения приходят. То есть организаторы сами узнают, что есть какие-то проекты в России, или просто приглашают, мол, если есть что показать — приезжайте?

— Руководители всероссийского этапа, после того как он заканчивается, отдельным детям выдают приглашения. Ребенок приезжает с конкретным проектов, и ему говорят: ваш проект может поучаствовать, допустим, в Лондоне на такой-то выставке.

— Большое спасибо за то, что нашли время прийти к нам.

— До свидания.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Сергей Шустов: Сегодня завершатся работы по увеличению дамб в селе Казанском
Сергей Шустов: Сегодня завершатся работы по увеличению дамб в селе Казанском
Пик паводка ожидается в ближайшие дни.
#Сергей Шустов
#паводок
#дамба
#Казанское
#Тюменская область
В Тюменской области более 1,6 тысячи жителей выехали из районов вероятного подтопления
В Тюменской области более 1,6 тысячи жителей выехали из районов вероятного подтопления
Большинство на время переезжает к родственникам.
#паводок
#эвакуация
#Владимир Чейметов
#Ишим
#Тобол
#Казанский район
#Тюменская область
В черте Ишима река поднялась за четыре часа на 21 см
В черте Ишима река поднялась за четыре часа на 21 см
Тем временем выше по течению, в Ильинке, отмечается снижение уровня на 1 см.
#паводок
#Ишим
#река
#безопасность
В Тюмени для пенсионеров организовали бесплатную лекцию о защите прав потребителей
В Тюмени для пенсионеров организовали бесплатную лекцию о защите прав потребителей
Мероприятие состоялось в рамках проекта «Бабушки особого назначения».
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#бабушки
#пенсионеры
#проект
#волонтеры
#лекции
Ишимским волонтерам предстоит обойти все дома в зоне возможного подтопления
Ишимским волонтерам предстоит обойти все дома в зоне возможного подтопления
Добровольцев также привлекают для наполнения мешков песком.
#Ишим
#дамба. волонтеры
#безопасность