В современной школе важен процесс познания. Пусть ученики спорят, размышляют, доказывают. Не бойтесь тратить на это время и вы уведите перед собой совершенно других детей
Федеральный государственный образовательный стандарт — это перспективный и солидный документ, рассчитанный на совершенствование системы образования, в том числе начального. Об этом сообщила член-корреспондент РАН, доктор педагогических наук, профессор, руководитель центра начальной школы института содержания и методов обучения Российской академии образования Наталья Виноградова на Всероссийском педагогическом форуме «Реализация ФГОС начального общего образования средствами системы учебников «Начальная школа XXI века».
«Стандарты применяются в российских школах два последних года. И внедрение их не идет гладко, возникают болевые точки. Современная школа не в полной мере готова к решению задач, которые обозначены стандартом. И прежде всего это касается психологической способности учителя работать с новыми для школы направлениями образования. Особенность стандартов второго поколения в том, что они реально требуют от учителей развивать ребенка в рамках учебной деятельности. Проблема в том, что „массовый“ учитель думает, что учение и учебная деятельность — это синонимы. Если ребенок ходит в школу, выполняет домашнее задание и получает „пятерки“, то он занимается учебной деятельностью, — отметила она. — Учебная деятельность — способность ребенка учиться, учить себя, владеть способами, не образцами, а способами решения задач. Сторонники традиционной школы думают, что достижения ребенка по предметным знаниям отражают уровень его развития. Это не так. Важно соотносить знания и развитие».
По словам ученого, развитие школьника — это способность применять полученные знания, добывать необходимую информацию, уметь контролировать и оценивать свою деятельность. «Вот вам пример эффективного развития. Согласно рейтингу PIRLS, школьники России заняли первое место по осознанности чтения в 2012 году. Кстати, второй год подряд. Почему это произошло? Ответ прост: как только мы занялись не техникой чтения, а обучением работе с текстом, то показали качественно другие результаты», — сообщила она.
Говоря о современной школе, необходимо не забывать и о личностных характеристиках ребенка. Можно отражать их в характеристике ученика, беседе с родителями, но ни в коем случае не озвучивать их прилюдно и не порицать. Это вызовет только отрицательный эффект. «Еще один важный момент — роль учителя. Авторитарная или демократическая. В современной школе нужно быть демократом. Авторитет учителя сохраняется, при этом ребенок чувствует себя равноправным. Важно помнить, что ребенок имеет право на ошибку и на мнение. Нельзя говорить: „сядь, подумай“, „молодец, садись“, „садись, послушай умных“. Также важно оценивать ответ ученика. Любой ответ».
По мнению Натальи Виноградовой, нужно, чтобы школьники овладели способами самообучения, занимались поисковой деятельностью. «Важен процесс познания. Процесс познания — процесс противоречий. Если не возникает такого процесса, то учитель обязан его создать. Пусть дети пройдут путь ученого. Пусть спорят, размышляют, доказывают. Не бойтесь тратить на это время и вы уведите перед собой совершенно других детей», — подытожила она.
Добавим, что в области работают более 2,5 тыс. педагогов начального образования. На форум приехали специалисты из Красноярска, Челябинска, Москвы, Уфы, Хабаровска, Кемерово и других городов.